Древнерусские былины про Илью Муромца
Цель: Древнерусские былины про Илью Муромца. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных героях продолжить знакомство с содержанием и особенностями жанра древнерусских былин; показать, что основным героєм былин является богатырь, патриот своей земли и защитник слабых; совершенствовать умение учащихся подтверждать свое мнение примерами из текста; воспитывать культуру речи, формировать навыки выразительного чтения, культуру восприятия произведений разньгх видов искусства; воспитывать культуру ответа: логичность,
І. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Проверка домашнего задания Рассказать о былине как литературном жанре. Какие особенности былины характеризуют ее песенный характер, Роднят с устным народным творчеством?
Каким образом создатели былин стремились подчеркнуть необычность, героичность происходящего? 2. Проверка выразительного чтения былины (с начала текста до приезда богатыря в стольный Киевград) II. Формирование новых знаний, умений и навыков
2. Чтение фрагмента (от фрази “Говорит ему Владимир такови слова” до “И он ко стремени булатному прикованний”) Кто из героев былины и как изображен в этом отрывке? Чем вызвано повторение описання “силушки великой”, а также Силы и мощи Соловья Разбойника? Почему об опасности, угрожающей людям, князю Владимиру из вестно досконально, а о том, что опасность миновала, он не знает?
Как вы думаете, на чьей стороне авторы былины в диалоге богатыря и князя? Почему? 3. Чтение фрагмента (от фрази “То Владимиркнязь от стольнокиевский…” до конца былины) – Кто вступает в диалог князя с богатырем? – Какую позицию занимает Соловей Разбойник? – Что мы можем сказать о князе Владимире? (Капризен, безответственен, не благодарен и т. д.) – Почему Илья Муромец сразу же увез Соловья Разбойника в чисто поле?
Что он сказал при этом врагу? 2. Беседа с учащимися по содержанню былины
– Какие мысли и чувства вызывает у нас этот славный богатырь?
– Почему в былине всякий раз подчеркивается его происхождение? – Как вы думаете, что будет делать богатырь дальше – останется в стольном граде Киеве или уедет?.. Куда, по-вашему, дальше отправится богатырь? (Можно предложить учащимся пофантазировать на эту тему, используя репродукции картин В.
Васнецова “Витязь на распутье” и “Богатыри”.) III. Подведение итогов урока (работа в парах)
– Когда и почему возникли былины? Зачем в древние Бремена народ создавал былины, думы, героические песни? Какую цель ставили перед собой авторы и исполнители былин?
– Может ли возникнуть былина в наши дни? – Почему образ славного богатыря Ильи Муромца остается в памяти народа уже столько веков? IV. Комментарии к домашнему заданию
– На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в героическое прошлое. На этот раз мы отправимся в средневековую Англию.
Представьте себе праздник, большое скопление народа, ярмарочную площадь, где под музыку и танцы (название этого жанра и произошло от провансальского – плясать) повествуется о каком-то событии. Тут куда больше вымысла, чем в древнерусских былинах. Сюжет более драматичен, больше насыщен диалогом. А самое главное – дается лирическая эмоциональная оценка персонажей.
Ваша задача: прочитать (в любом переводе или пересказе) произведения о знаменитом английском разбойнике Робин Гуде, подготовить пересказ или постановку фрагмента в лицах, сформулировать вопросы по произведению; определить жанр произведения. Индивидуальное задание одному-двум ученикам: подготовить короткое сообщение об исторической обстановке Англии XII в.