Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство — это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий, где пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нем.
Этот образ пространства как квинтэссенция русскости занимает свое основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим

множественные воплощения пространственной стихии. Эта стихия дышит ощущением огромности, распахнутости мира — от земли до самого космоса. («Всю-то я вселенную проехал», «Гори, гори, моя звезда!»)
Но в первую очередь в фольклоре и в классической литературе образ российского пространства реализуется как образ дороги.
Синонимы: путь, распутье, перекресток, поворот, тракт, шоссе, порог. Все это знаковые, сакральные элементы изображения мира, Россия человека, в них — национальные культурные коды. Эта общественная картина жизни улицы, города, нашего общего времени, нашей жизни, человеческой судьбы.
/> Я учусь в 10 классе, мне нравится предмет литература, и к какому бы произведению первой половины 19 века я бы не обращалась, я отметила для себя, что слово путь обнаруживает тесную связь с понятием жизнь. Путь связан с оценкой жизни: путь — хорошо, его отсутствие — плохо. Мы говорим путевый, путный — хороший, дельный или беспутный — неправильно живущий.
В русском языке путь — знак какой-то очень важной ценности. Поэтому в представлении русских писателей уют не имеет смысла без творчества, поиска, сердечного труда, то есть без духовного движения. Для этого русский герой и отказывается от крова и очага, выбирая нелегкие пути (дороги) — ради познания и деяния, ради поисков истины и духовного подвига. Это можно доказать, исследуя фразеологизмы, например:
Выбрать дорогу в жизни:
1) «Горе от ума» (А. С. Грибоедов.) Чацкий, Молчалин, Фамусов.
2) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Гринев, Швабрин, Пугачев.
3) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, Максим Максимыч, Грушницкий.
4) «Иван Сусанин» (К. Рылеев) Патриотизм И. Сусанина
5) (Н. В. Гоголь) Хлестаков, чиновники, Чичиков, Помещики.
6) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Кутузов, Наполеон, Андрей, Пьер, Наташа, партизаны.
«Их пути разошлись»
1) «Метель» (А. С. Пушкин) Владимир и Мария. «Евгений Онегин» Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.
2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, М. М., Доктор Вернер, Грушницкий, княжна Мэри, Вера.
3) «Отцы и дети» (И. С. Тургенев) Базаров, Кирсанов, Одинцова.
4) «Обломов» (И. Гончаров) Обломов, Ильинская, Штольц.
«Пошел по кривой дорожке»
1) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Швабрин.
2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Грушницкий.
3) «Ревизор», «Мертвые души» (Н. В. Гоголь) Хлестаков, Чичиков, чиновники.
4) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Семья Курагиных.
Так из множества произведений русской литературы — из десятков и сотен дорог, трактов, шоссе, тропинок, путей земных, водных и небесных — выступает образ русского пути, наше представление о жизненной дороге человека. Это подвиг ради правды, а не ради славы. На языке этого идеала русская литература говорила и говорит о судьбе и жизни отдельного человека, и об отдельной исторической судьбе.

Подтверждением этому служат пословицы и поговорки, имеющие в себе слово путь или его синоним.
Бог пути кажет. Язык до Киева доведет.
Божья коровка, полетай на Волгу: там; тепленько, здесь холодненько (совет кому удалиться).
Большая дорога не стоит (т. е. ее торят).
В дороге и ворога назовешь родным отцом.
В дороге и отец сыну товарищ.
В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).
В дорогу идти — пятеры лапти сплести.
В игре да в попутье людей узнают.
В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи (от. е. укорачивая путь, часто плутают).
Видючи непогодь, не пошто за реку.
Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову.
Водою плывучи, что со вдовою живучи.
Волга добрая лошадка: все свезет.
Волга закоклячивает, да облобачивает (бурлацк.).
Где дорога, там и путь.
Где стал, там и стан.
Где торно, там и просторно.
Дальше моря — меньше горя.
Добрый путь, да к нам больше не будь.
Долог путь, да изъездчив.
Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.
Домашняя дума в дорогу не годится.
Дорога — хоть кубарем ступай (гладкая, ровная).
Дорогой пять, а прямо десять (т. е. верст).
Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены.
Дуй до горы, а в гору принаймем (или: спряжемся).
Дуй по пеньям — черт в санях (ямская).
Едет, как горшки везет. Как по яйца (от. е. тихо).
Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю!
Едут — дуга на дуге (много).
Ехал дорогой, да верть целиком.
За морем телушка — полушка, да рубль перевозу.
За неволю хода, когда ноги болят.
За своим отъезжим следа не запахивай (т. е. не мети, не мой полов в тот же день).
Заложил пару сапожного товару.
Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела (щебенка).
Звонки бубны за горами.
И камень лежа мохом обрастает.
И круты горы, да забывчивы.
Избным теплом недалеко уедешь.
Каков поехал, таков и приехал.
Кама усучивает по сту, да по девяносту;
Красна дорога ездоками (а обед пирогами).
Кто в море не бывал, тот горя не видал.
Кто в море не бывал, тот досыта богу не наливался.
Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал.
Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
Кто на море бывал, тот и страху видал.
Кто прямо ездит, дома не ночует (т. е. Кто прямой дороги ищет вместо торной).
Куда господь бог несет?
Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет.
Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей (надпись на колокольчиках).
Купи, не скупись, езди — веселись (то же).
Лошадь с ходой (или: иноходец) в пути не товарищ.
Мелок брод — по самый рот.
Море вчуже хвали! Хорошо море с берегу. Море — что горе: красно со стороны.
Мужик скажет сухо — подымайся под самое ухо!
На алтын товару, а на рубль раструски.
На воде ноги тонки (жидки),
На дороге стоит, а дороги спрашивает.
На людей посмотреть и себя показать.
На море погоду видишь, да едешь — сам себе убивец (убийца).
Насколько убьешь (лошадь), настолько и уедешь.
Не бойся дороги, были б кони здоровы.
Не видавши моря, не видал и горя.
Не день дневать, а час часовать.
Не кнутом погоняй, мешком!
Не торопись ехать, торопись кормить!
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Не ходи в море без одежи; море удорожить.
Ни Конному, ни пешему ни проходу, ни проезду.
Нож в пути товарищ.
Ночлега с собой не возят.
Ночь, как день; дорога, как скатерть — садись да катись!
Нужный путь бог правит.
Один раз (Однова) перевозиться (домом) — полпожара выстоять; два раза (двою) перевозиться — весь пожар выстоять.
Одному ехать — и дорога долга.
Перегоном трух-трух, а на место во весь дух.
Печка нежит, а дорожка учит.
Пешечком верней будешь.
Пеши — без промешки.
Плохая стоянка лучше доброго похода.
По колени ноги оттоптал.
По морю, яко по суху (а в шутку наоборот: о грязи).
По способу пешего хождения.
Под гору без хомута, а в гору в три кнута.
Под гору вскачь, а в гору хоть плачь.
Под лежач камень и вода не течет.
Поезжай на теплые воды!
Поезжай скорее, так будет спорее!
Поехал верхом на палочке.
Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных.
Поехали с орехами (от. е. проводили).
Помни мост и перевоз (стар., когда была пошлина на мостах).
Попостись, помолись, да и в путь соберись!
При большой дороге и гурт пасется.
Призывай бога на помощь, а св. Николу в путь!
Прямо сорока (ворона) летает (прибавка: да и та на кукан попадает).
Путь водою — проходить бедою.
Сам в корню, две ляжки в пристяжке.
Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них.
Саночки самокаточки: садись да катись!
Спрос все укажет. Не ищут дороги, а спрашивают.
Стой! белу свету край.
Стоячая вода гниет (киснет).
Тело довезу, а за душу не ручаюсь.
Тихо не лихо, да гребля лиха.
Тише едешь — дальше будешь.
Топор дорогой товарищ (игра слов: дорогой и дорогой).
Тут свет клином сошелся.
Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.
Умный товарищ — половина дороги.
Хвали заморье, на печи сидючи.
Хлеб в пути не тягость.
Хоть охлябь (без седла), да верхом.
Что нукнешь, то и уедешь.
Что хлестнешь (ударишь), то и уедешь.
Шибко ехать — не скоро доехать.
Но есть и антипуть — это движение по кругу. Кругами ходит заблудившийся человек, то есть потерпевший неудачу в познании мира. Круг — это ложное движение. Круговращение — вечный закон природы.

И мы знаем, что литературные путешествия берут свое начало от древнерусских хождений до нашего времени. Каждый литературный путь обладает своими индивидуальными особенностями, но чтобы понять смысл пути мы должны присматриваться к обстоятельствам, которые определяют движение человека:
Во-первых, это отправная точка пути. Откуда вышел герой? Из леса?

Из дома? Из кабинета? А может появился от куда-нибудь?
Во-вторых, это способ передвижения. Идет ли герой пешком? Едет на машине?

Или верхом на тройке?
В-третьих, это характер пути. Прямо ли движется герой? Делает ли повороты?

Может, движется по кругу?
В-четвертых, это цель пути. Что хочет достичь герой? Конкретна ли его цель или символична?

Это мечта? Или это романтический герой, у которого нет цели? А может его влечет свобода?
В-пятых, это местность. Предметы, здания, пейзажи. Какие чудеса, происшествия встречают героя на пути?

Какие люди попадаются ему?
И, наконец, к какому результату приходит герой? Достиг ли он цели? Нашел ли он то, что искал?

И при каких обстоятельствах это случилось?
Своей темой научной работы я выбрала тему «Дорога и герой-странник в русской литературе 19 века»Я хочу показать дорогу и героя-странника на примере произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Обратившись к произведениям Н. В. Гоголя, мы можем отметить, что в каждом его произведении присутствует тема дороги и героя-странника. Особенно ярко она представлена в комедии «Ревизор», где герой странник (Хлестаков) отхлестал чиновников города NN и уехал, а Гоголь вдоволь посмеялся. Но самым ярким примером является Поэма «Мертвые души».
Жизнь — это книга, которую человек может прочесть, только путешествуя по ее страницам.
И я приглашаю вас в путешествие по страницам поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».


Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души»