Сюжетно-композиционные особенности поэмы “Мертвые души” Гоголя Н. В
Сюжет и композиция “Мертвых душ” обусловлены предметом изображения – стремлением Гоголя постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. Речь идет о принципиальном изменении предмета изображения по сравнению с литературой 20-30-х гг.: внимание художника переносится с изображения отдельной личности на портрет общества. Иными словами, романический аспект жанрового содержания (изображение частной жизни личности) сменяется нравоописательным (портрет общества в негероический момент его развития). Поэтому Гоголь ищет
Такую возможность открывал сюжет путешествия: “Пушкин находил, что сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, – говорил Гоголь, – что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров”. Поэтому мотив движения, дороги, пути оказывается лейтмотивом поэмы.
Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, “и, косясь, постораниваются
“Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа”, предлагающие антитезу путям иных народов: “Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…”
В образе дороги воплощен и житейский путь героя (“но при всем том трудна была его дорога…”), и творческий путь автора: “И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями…”
Сюжет путешествия дает Гоголю возможность создать галерею образов помещиков. При этом композиция выглядит очень рационально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичиков знакомится с чиновниками и с некоторыми помещиками, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых “сидят” помещики, а Чичиков ездит из главы в главу, скупая мертвые души.
- ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ С самого начала писательской деятельно- сти Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нра- вов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые ду- ши”, написанная в 1842 году. Первое издание книги называлось “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Такое название снижа- ло […]...
- Художественные особенности поэмы гоголя “Мертвые души” Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 году. Первое издание по цензурным соображениям было озаглавлено “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Такое название снижало истинное значение этого произведения, вызывало […]...
- Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед читателями предстало бы сатирическое изображение современной автору России, а в следующих томах должны были произойти пробуждение души героя и его нравственное воскрешение. Автор смог завершить […]...
- Сюжетно-композиционные особенности поэмы “Василий Теркин” Твардовского А. Т Тему поэмы “Василий Теркин” сформулировал сам автор в подзаголовке: “Книга про бойца”, то есть произведение рассказывает о войне и человеке на войне. Герой поэмы – рядовой боец-пехотинец, что чрезвычайно важно, так как, по убеждению Твардовского, именно простой солдат является главным героем и победителем в Отечественной войне. Эту мысль продолжит спустя десять лет М. А. Шолохов, […]...
- “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Мертвые души Гоголь Н. В “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место в […]...
- Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя “Мертвые души” Почему Гоголь назвал свое произведение “Мертвые души”, написанное в 1842 году – поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Произведение – названное при первом издании по цензурным соображениям “Похождения Чичикова, или Мертвые души”, конечно не было легким авантюрным романом, […]...
- Смысл названия поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя “Мертвые души” – название-оксюморон, в котором отражается сложная, многогранная проблематика поэмы. Следует учитывать и то, что замысел ее менялся, а вместе с этим все новые грани значения включались в название произведения. Во-первых, “мертвая душа” – это словосочетание из бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина. Вокруг аферы с крепостными, которые, несмотря на факт смерти, продолжают числиться в […]...
- А. И. Герцен: “…не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все им подобные – вот мертвые души, и мы встречаем их на каждом шагу” (“Мертвые” души помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения. 5. Россия – страна “живых” душ. Зревшее на протяжении нескольких десятилетий желание Н. В. Гоголя написать большое эпическое произведение, посвященное судьбе России, привело писателя к замыслу поэмы “Мертвые души”. Началась […]...
- Кто главный герой поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”? Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Н. В. Гоголь Рассматривая галерею персонажей, выведенных Гоголем в первом томе “Мертвых душ”, невольно задаешься вопросом: а кто же из них главный герой? Конечно, нелепо искать его среди помещиков. Ни сладкий до приторности, бестолковый Манилов, ни “дубинноголовая” Коробочка, ни “истерический человек” Ноздрев, мелкий пакостник и […]...
- Оформление купчей в гражданской палате (анализ эпизода из 7 главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) “Мертвые души” Н. В. Гоголя явились великим, крупным вкладом в литературную жизнь страны. Ни Пушкин, давший Гоголю сюжет к поэме, ни сам Гоголь не думали, какое значение будет иметь это произведение. Сюжет “Мертвых душ” состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих […]...
- Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода VII главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” создавалась в 40-е годы XIX столетия. Ни над одним своим произведением, включая и “Ревизора”, Гоголь не работал с таким увлечением, с такой верой в свое призвание писателя-гражданина, с какой он создавал “Мертвые души”. Никакому другому произведению он не посвящал столько глубоких творческих раздумий, напряженного труда и времени, сколько своей […]...
- История создания поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя В “Авторской исповеди” Гоголь рассказал о том, с каким участием относился Пушкин к его творчеству: “Он уже давно склонял меня приниматься за больше сочинение… он мне сказал: “Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами не приняться за большое сочинение. Это просто грех!”. Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать […]...
- Сюжетно-композиционные особенности “Отцы и дети” Сюжетно-композиционные особенности. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его […]...
- Сюжетно-композиционные особенности романа “Евгений Онегин” Пушкина А. С Одной из замечательных особенностей пушкинского гения является гармоничность его произведений с точки зрения их сюжетно-композиционного построения. Четкость, определенность, стройность и соразмерность – основные композиционные свойства пушкинских творений. Белинский отмечал, что в произведениях Пушкина “конец гармонирует с началом”. Действительно, одним из излюбленных приемов поэта была кольцевая композиция, когда действие в финале возвращается в то место, откуда […]...
- Сюжетно-композиционные особенности романа “Отцы и дети” И. С. Тургенева В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа организованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Базарова, который объединяет все художественное полотно произведения. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в […]...
- Композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Сочинения по литературе: Композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа […]...
- Сюжетно композиционные особенности прозы П. Кулиша Предисловие произведения – мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению может восприниматься амбивалентно: как вставная новелла о воре или же обрамлении о путешествии (мотив пути, распространенный в мировой литературе). Притчевость произведения раскрывается в последнем риторическом вопросе, своеобразном философском пуанте, – что сделали бы с вором […]...
- Смысл поэмы Гоголя Мертвые души Гоголь не закончил свою поэму “Мертвые души”, потому что понял: ситуацию в России еще долго нельзя будет исправить, хотя в первом томе все же подает некие надежды на светлое будущее. Гоголь написал “Мертвые души” в тот момент, когда в России еще существовало крепостное право. Поэтому многие помещики относились к крестьянам ужасно: били их, унижали, продавали, […]...
- Вчитываясь в текст поэмы Гоголя “Мертвые души” Гоголь тщательно и с любовью изучает русский Народный язык, он вносит в свои “Записные книжки” разнообразные просторечные слова и выражения черпает их оттуда для своих произведений полными пригоршнями. Множество народных слов и выражений, подслушанных Гоголем в жизни и введенных в поэму, сообщают ей не только еще большую реалистическую достоверность, да и несомненную народность. Это дополняется […]...
- Образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” 1. Жизненный путь Чичикова. 2. Цель и средства героя. 3. Жизненная цепкость дельца. От трудов праведных не нажить палат каменных. Русская народная пословица Традиционно образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, принято рассматривать как однозначно отрицательный. Однако так ли герой прямолинеен и прост, чтобы причислить его к сонму хрестоматийных злодеев? Может ли […]...
- Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь – выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции А. С. Пушкина и углубляющий критическое отношение к современной действительности. Задумывались “Мертвые души” таким образом, чтобы в произведении “явилась” вся Русь. Естественно, что такой колоссальный замысел не укладывался в существующие жанровые рамки; композиционное строение тоже должно было стать чем-то особым. До сих пор вызывает споры […]...
- Замысел поэмы Мертвые души Гоголя Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришел к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками, отрицательными чертами, противоречивыми характерами. Гоголь хотел задеть человека, показать ему то, что происходит в мире, то, чего стоит опасаться. Он хотел, чтобы читатели, ознакомившись с его […]...
- Жанр и композиция поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя По замыслу Гоголя, композиция поэмы “Мертвые души” должна была состоять из трех томов, подобно “Божественной поэме” Данте, но был реализован лишь первый том, по словам автора -“крыльцо к дому”. Это своеобразный “Ад” российской действительности. Во 2 томе, подобном “Чистилищу”, должны были появиться новые положительные герои и на примере Чичикова предполагалось показать путь очищения и воскрешения […]...
- Анализ поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, план Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. Коллежский советник Чичиков приехал в город, чтобы купить крестьян, числящихся в списках до новой ревизской сказки. Потом их можно заложить в казну и составить на этом капитал, а их прежние господа с удовольствием откажутся от мертвых, чтобы налоги с них не были столь велики. Вот Павел Иванович и знакомится со […]...
- Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мертвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом. Но на самом деле он хотел эти мертвые души продать и обогатиться. Но не только в этом смысл названия данного произведения, автор хотел показать истинные души общества, что они давно очерствели и […]...
- Почему в тексте поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя предыстория главного героя помещена в самом конце повествования? 1. Первоначальный замысел Гоголя. 2. Две композиционные основы. 3. Сатирический план поэмы. Место Чичикова в нем. 4. Проповеднический план поэмы. 5. Место авторских отступлений. Особенности композиционного построения поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” обусловлены”прежде всего той творческой задачей, которую поставил перед собой автор. Первоначальный авторский замысел включал в себя три книги, объединенные общей идеей – […]...
- Особенности героев поэмы “Мертвые души” Герои интересны прежде всего ярко выраженной типизацией. В судьбе писателя поэма сыграла роль неподъемного груза. Н. В. Гоголь смог осилить только половину от первоначально задуманного, и вечные сомнения сломали его на полдороге. Можно сказать, что Н. В. Гоголь чувствовал и понимал больше, нежели мог выразить словом, несмотря на всю красочность своего языка. Он взвалил на […]...
- Художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Вы сами понимаете, что всякая фраза досталась мне Обдумываньями, долгими соображеньями, что мне Тяжелей расстаться с ней, чем другому писателю, Которому ничего не стоит в одну минуту одно Заменить другим. Н. В. Гоголь Мало кто из писателей обладал такой магией слова, как Гоголь. Заботу о языке он считал одной из важнейших задач художника. Гоголь всегда […]...
- ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Определяя жанр собственного произведения, Н. В. Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой. Это жанровое определение сохранялось на всех этапах работы, вплоть до издания книги. Связано это, в первую очередь, с тем, что в “Мертвых душах”, которые первоначально мыслились под знаком “веселости” и комизма, присутствует и иная, некомическая стихия – […]...
- Анализ поэмы Гоголя “Мертвые души” …Дальнейшее продолжение выясняется в голове все чище, величественнее, из которого может быть со временем кое-что колоссальное. Из письма Н. В. Гоголя С. Т. Аксакову. 1840г. Вчитаемся в этот эпиграф. Как я его понимаю? Кажется, все ясно и понятно, кроме одного: “… кое-что колоссальное”. Создается впечатление, что это все замыслил в первом томе и “хитрит” с […]...
- Материалы к урокам по изучению поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”. 10-й класс Личность писателя. Мир гоголевского слова Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нем (попутно предложив ученикам подумать над вопросом: Почему современники Гоголя часто давали ему совершенно противоположные […]...
- Сочинение на тему: “Причина незавершенности поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь предполагал создать свою поэму “Мертвые души”, взяв за образец “Божественную комедию” итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери. Подобно тому, как Данте разделил свое произведение на три чести (“Ад”, “Чистилище” и “Рай”), так и поэма Гоголя должна была состоять из трех томов. Но этому грандиозному замыслу не суждено было осуществиться полностью. Целиком Гоголь […]...
- Сюжетно-композиционные особенности горе от ума Грибоедова Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейнотематического содержания комедии определяет особенности ее построения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде “Мильон терзаний”; Гончаров: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является […]...
- Художественные особенности поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголя По словам Гоголя, Пушкин лучше всех уловил своеобразие писательской манеры будущего автора “Мертвых душ”: “Ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”. Действительно, главным средством изображения русской жизни […]...
- Краткое содержание поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя Глава 1 В губернский город NN приезжает некий господин, остановившийся в гостинице и “с чрезвычайно тонкостью” принявшийся расспрашивать прислугу о здешних чиновниках и помещиках. Любопытный господин оказывается коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым. На следующий день он посетил многих городских чиновников, начиная с губернатора. В разговорах с ними Чичиков был исключительно любезен и всякий раз скромничал […]...
- Чичиков у Плюшкина (Анализ эпизода главы VI первого тома поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Приступая к работе над поэмой “Мертвые души”, Гоголь ставил перед собой цель “показать хотя с одного боку всю Русь”. Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова – чиновника, скупающего “мертвые души”. Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Лицо помещичьей России представлено […]...
- Идейно-тематическое содержание поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя В поэме “Мертвые души” продолжается основная гоголевская тема, проходящая через все его творчество: умаление и распад человека в призрачном и абсурдном мире российской действительности. Но теперь она обогащается представлением о том, в чем заключается истинный, высокий дух русской жизни, какой она может и должна быть. Эта идея пронизывает главную тему поэмы: размышление писателя о России […]...
- Сюжетно-композиционные особенности рассказа К. Паустовского “Телеграмма” В рассказе “Телеграмма” К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве. Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит […]...
- Художественные особенности “Мертвые души” Гоголя Художественные особенности. По словам Гоголя, Пушкин лучше всех уловил своеобразие писательской манеры будущего автора “Мертвых душ”;: “Ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”;. Действительно, главным средством изображения […]...
- План сочинения – Смысл заглавия поэмы Гоголя “Мертвые души” Смысл заглавия поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души” I. Вступление Заглавие поэмы символично (см. Словарик, ст. Символ) и содержит множество значений. II. Главная часть Словосочетание “мертвые души” парадоксально, потому что душа бессмертна. Самое простое значение: “мертвыми душами” назывались крестьяне, числившиеся живыми по бумагам, но на самом деле уже умершие. В этом образе уже видна мертвенность канцелярской […]...