Демон Михаила Врубеля
«Да… Все кругом только и делают, что кричат о моем таланте, а настоящей, гениальной работы, этакого венца, нет», — подумал Михаил Александрович и прилег на диван.
«Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» — без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно». Художник на минуту оторвался
В том, что это был не человек, можно было не сомневаться, — ни один из людей не обладает таким пронзительным взглядом. Рубашка мгновенно пропиталась холодным потом и прилипла к спине, какой-то необъяснимый иррациональный страх овладел всем телом. Из угла комнаты показался призрак — удивительно красивое лицо, великолепное тело и непроницаемый взгляд черных пустых глаз. «Все что угодно — неплохая цена за несколько гениальных мазков. Это я могу устроить», — проговорило существо и
Михаил Александрович проснулся от ноющей боли во всем теле: «Черт, надо же было заснуть на диване, да еще и в такой неудобной позе! Но зато какой сон! Этот демон достоин того, чтобы быть нарисованным. Кто знает, может, враг рода человеческого принесет мне удачу…»
С того самого дня жизнь Михаила Александровича Врубеля дала крутой поворот. Он не отходил от мольберта по 17 часов. Лицо загадочного существа, однажды виденного во сне, удивительным образом трансформировалось на холсте, мало-помалу обретая сходство с оригиналом.
Художник постепенно превращался в одержимого, но при этом был счастлив как ребенок.
Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. Да это и неудивительно. Он одевался экстравагантно и вызывающе, мог прийти в гости, выкрасив нос зеленой краской, — так красивее.
Он дарил свои акварели, и если из деликатности работу вдруг не принимали, он рвал ее на мелкие части.
Поворотным стал 1895 год. В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. Михаил Александрович отправился на представление. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился.
Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос. В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос!». Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза.
Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса.
Бурный Роман завязался очень быстро, намерения Врубеля были чрезвычайно серьезны, и скоро с его стороны последовало предложение руки и сердца. Надежда Забела ответила согласием, и в 1896 году состоялась свадьба.
Казалось, что более счастливой пары нет не то что в Москве и Петербурге, но и во всей России. Да что там Россия, вряд ли во всей вселенной нашлись бы люди, любящие друг друга сильнее.
Тучи начали сгущаться над четой Врубелей в 1898 году.
Летом супруги гостили у родственников под Черниговом, неожиданно сельская пастораль навеяла воспоминания о причудливом сне, и Врубель вновь вернулся к своему главному полотну — «Демону». Михаил Александрович снова начал превращаться в одержимого. Он почти не спал ночами, его характер резко изменился.
Он уже совершенно не выносил никаких замечаний в свой адрес, при этом стал чрезвычайно говорлив — говорил же исключительно о своей гениальности. Надежда Забела пребывала в постоянном страхе — она была уверена, что ее муж постепенно лишается рассудка. Оставалась надежда, что рождение ребенка успокоит измученного художника.
Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен — лицо младенца было исковеркано заячьей губой. Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи.
В 1902 году, спустя год после рождения сына, Врубель завершил картину. «Демона» перевезли для выставки в Петербург. Полотно уже стояло в выставочном зале, но Врубель не унимался: каждое Утро его переписывал. Люди, приходившие на выставку, наблюдали за тем, как каждый день лицо «Демона» приобретало все новые и новые черты.
В том же году сына Врубеля, маленького Саввушку, было решено перевезти в Рязань к родственникам, но в пути Михаилу Александровичу стало совсем плохо, и его пришлось прямо с поезда отправить в психиатрическую клинику. К этому горю Надежды Ивановны добавились смерть ее отца и тяжелая болезнь матери. А в 1903 году семью постигла настоящая трагедия — Саввушка простудился и умер от крупозного воспаления легких.
Смерть Саввушки окончательно подкосила рассудок Михаила Александровича.
В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Врубель уже не мог рисовать — у художника резко прогрессировала слепота. Последнее полотно — портрет Брюсова — Врубель рисовал почти на ощупь, стараясь разглядеть тающие перед глазами черты поэта.
Завершить эту картину так и не удалось — в 1906 году художник полностью ослеп. Вокруг остались лишь пустота и мрак. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете».
В 1910 году Врубель скончался в лечебнице для душевнобольных.