Рабство и свобода – главные антиномии поэмы Лермонтова “Демон”

Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключала сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной “регистр”, связанный с проблемами социальными, конкретно-историческими, к которым современные Лермонтову читатели были особенно чутки.

Рабство и свобода – одна из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся, обманутых надежд. “Бедный!

Больной, несчастный век!” – восклицал в одном из своих писем 1836 г. Н. В. Станкевич. Но здесь же молодой философ писал о том, что усиленная работа мысли в недрах общества “восстанавливает убеждения и обещает возрождение”.

Мотив возрождения, надежды на него при всей безысходности и трагичности положения прямо перекликается с содержанием лермонтовской поэмы. Значение “Демона” как поэтически-обобщенного свидетельства эпохи становится особенно наглядным при сопоставлении его социально-исторического подтекста с духовной эволюцией на рубеже 30-40-х годов Белинского. Творчество поэта способствовало

преодолению духовного кризиса, переживавшегося великим критиком в 1837-1840 годах.

Освобождение Белинского от уз “примирения”, реабилитация им отрицания и активной борьбы протекали не только под влиянием Лермонтова. Но творчеству Лермонтова, и особенно его Демону, в этом процессе принадлежало одно из первых мест. В начале 1842 г. критик писал Боткину о своем понимании “Демона”: “… содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет – с небом гордая вражда – все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина”.

По мнению критика, Демон “отрицает для утверждения, разрушает для созидания… Это Демон движения, вечного обновления, вечного возрождения”.

Лермонтовский Демон – это и внутреннее противоречивое конкретно-личностное сознание; и художественное воплощение трагических исканий современников поэта, их обретений и потерь; и символико-философское отражение глубинной сущности человеческого духа, человеческого рода в процессе его бесконечного и трудного познания мира с целью его пересоздания и “очеловечивания”. Не случайно существующий “Божий мир”, правда сущего не просто отрицается лермонтовским героем, а служит для него и предметом “жадного познанья” как нечто непреложно и объективно существующее. Еще более объективен в рассмотрении правд героя и противостоящего ему мироздания автор поэмы, чья правда не совпадает целиком ни с правдой существующего мира, ни с правдой Демона. Для автора поэмы “вечный ропот человека”, воплощенный в образе Демона, его бунтарское противостояние “внечеловечной” гармонии “Божия мира” – равноправное слагаемое становящегося нового миропорядка, отличного от существующего.

Однако при этом автор не сливается целиком со своим романтическим героем-индивидуалистом, с его безграничным своеволием. В столкновении правд героя и мира изменению подлежит не только мир, но и герой. Мир, универсум, должен стать более человечным, человек – более мирообъемлющим.

Отсюда усиление в романтизме “Демона” не только субъективного, но и объективного начала, что придает ему новое качественное своеобразие.

Контрапунктное столкновение в “Демоне” взаимоисключающих и взаимосвязанных правд, полисемантичность образа главного героя послужили основной причиной множества полярно расходящихся интерпретаций этого выдающегося произведения русской и мировой литературы не только в критике и литературоведении, но и при переводах поэмы на язык других видов искусств. Наибольшую известность получили посвященные “Демону” картины и иллюстрации к поэме М. А. Врубеля, одноименная опера А. Г. Рубинштейна, симфония Э. Ф. Направника.

Литература:

Лермонтов М. Ю. Мцыри (любое издание) Лермонтов М. Ю. Демон (любое издание) Ломинадзе С. Куда бежит Мцыри? Поэтический мир Лермонтова, М., 1987. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова.

М. – Л., 1964. Мелихова Л. С., Турбин В. Н. Поэмы Лермонтова. М., 1969. Фохт У. Р. Лермонтов: Логика творчества.

М., 1975. Кормилов С. И. Поэзия М. Ю. Лермонтова. М., 1997 Махлевич Я. Л. И Эльбрус на юге…- М., 1991 Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов. М., 1991


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рабство и свобода – главные антиномии поэмы Лермонтова “Демон”