Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что «поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести»?
Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что «поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести»?
Размышляя над тезисом Вл. Ф. Ходасевича, обратитесь к биографическим сведениям из жизни поэта: изгнанию, клевете, унижениям. Укажите также отражение нравственных катаклизмов эпохи безвременья в самоощущении поколения 1830-40-х гг., ведь даже среди веселья дух лирического «я» М. Ю. Лермонтова «страждет и грустит». Предсказание ранних стихов сбывается:
За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу.
Отметьте
Подчеркните, что рефлексия лермонтовского героя выливается в формы исповеди, мольбы, монолога. Лирические произведения М. Ю. Лермонтова полны противоречивых столкновений веры и неверия, жажды гармонии и ее отрицания. Жажда дерзновенного бытия роднит героя М. Ю. Лермонтова с Дж. Г. Байроном и Наполеоном («Наполеон»).
Гордость сердца, мужественность
Подводя итоги, укажите, что с наибольшей силой тема певца, живой совести народа, звучит в стихотворении «Пророк». Поэт не идеализирует историю Родины в одноименном произведении, поскольку ее слава куплена кровью; он бросает политические обвинения действительности в стихотворении «Прощай, немытая Россия…». Тема позднего раскаянья найдет свое развитие в «Думе»:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
- Что дает основание называть М. Ю. Лермонтова поэтом-романтиком? (ЕГЭ по русскому) Романтической личности свойственно утверждаться в своей исключительности, выступать против всех и видеть действительность с позиции собственного идеала, подразумевающего исключительные требования. Герою-романтику присуще находить начало, равное себе, в общении с миром стихии и природных явлений. Скучная реальность тесна для душевных порывов романтика, поэтому его душа стремиться вырваться за ее пределы. Из-за этого человек оказывается в характерном […]...
- Что дает основание отнести стихотворение М. Ю. Лермонтова Тучи к жанру элегии? Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» отнесено к жанру элегии не случайно: оно проникнуто печальными размышлениями автора о его ссылке из родных краев «в сторону южную». Рассуждения лирического героя полны грусти: он чувствует себя таким же вечным странником, как и «тучки небесные», но ему, одинокому и лишенному свободы, не «чужды страсти и… страдания», тоска по дому, […]...
- Что дает основание отнести стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» к философской лирике? Стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» является философским, потому как в нем поэт поднимает важную, волнующую его тему жизни и смерти. Лирический герой, находясь на пороге старости, охваченный «увяданья золотом», размышляет о пройденном им жизненном пути, сожалея об утраченной свежести, молодости, которая прошла, «как с белых яблонь дым». Ему грустно оттого, что […]...
- Что дает основание Пушкину назвать Татьяну Ларину «милым идеалом»? Почему же Татьяна Ларина считается «милым идеалом» А. С. Пушкина? Что привлекало поэта в ней? Это интуиция, проницательность, природный ум. Вспомним, как Татьяна поняла, что волновало Онегина, когда он читал книги. Девушка осознала, кто он, ее Онегин: .Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье. Перед нами неброская, печальная, но […]...
- Что дало основание Ф. М. Достоевскому утверждать, что главной героиней романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» следует признать Татьяну Ларину? (ЕГЭ по русскому) Русские классики проявляли глубокий интерес к женским характерам. В своем творчестве они уделяли особое внимание изображению внутреннего мира и переживаниям женской души. Прекрасный пол в произведениях русских писателей представляется не просто объектами обожания, но и натурами, готовыми к великим подвигам. Одним из первых образ самоотверженной и решительной женщины представил А. С. Пушкин. Критик Белинский называл […]...
- Что дает основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) В романе-эпопее «Война и мир» Лев Толстой ярко представляет читателю жизнь русского дворянства. Среди действующих лиц произведения особо выделяются два героя — Андрей Болконский и Пьер Безухов. Практически сразу видно, что писатель выделяет князя и незаконно рожденного сына графа среди других персонажей. Читатель знакомится с Болконским и Безуховым уже с первых страниц, показывая их гостями […]...
- Юношеская поэзия Лермонтова, как лирический дневник Тема отрицания, как тема исторической необходимости и права, у нас долгое время не была и не могла быть развита реалистически из-за отсутствия активно действующего субъекта отрицания. Вот почему реальнейшие из реальных деятелей русского общественного развития бросались в объятия отживших форм жизни, объявляя их разумными и действительными и примирялись с ними. За решение этой великой исторической […]...
- Максимов Д. Е. ПОЭЗИЯ ЛЕРМОНТОВА ПОЭЗИЯ ЛЕРМОНТОВА Зрелая лирика Лермонтова является высочайшим взлетом и победой, совершенной творческим гением поэта и всей русской литературой. В лирических стихотворениях Лермонтова развертывается и углубляется центральный для них образ положительного героя своего времени. Стихотворениями, открывающими период зрелости в лирике Лермонтова, следует считать «Бородино» (1837) и «Смерть поэта» (1837). Каждое из этих прославленных стихотворений по-своему знаменательно. […]...
- Поэзия Лермонтова как лирический дневник его жизни А он, мятежный, Просит бури Как будто в буряхЕсть покой! М. Ю. Лермонтов Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный:Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный, — Зазвучала в начале прошлого века мужественная и печальная мысль поэта, имя которому […]...
- Поэзия Лермонтова синтезирует познающее и действенное начала человека Рожденный в пору трагической разобщенности познания и действия, в пору, когда познающее начало было началом созерцательным, а деяние носило отвлеченно-романтический и поэтому мнимо-действенный, абстрактный характер1, рожденный в эту глухую историческую пору лермонтовский синтез не мог быть до конца целостным и органичным. Но самая попытка такого воссоединения была важной исторической вехой на пути преодоления отделенности акта […]...
- Поэзия Лермонтова — социальность или смерть (Белинский) В этом смысле философия Лермонтова является не одной из разновидностей теософии, пусть самой прогрессивной, а диаметрально противоположной системой воззрений. Строго говоря, его бог не причина зла, а следствие зла, «идеальное» отражение зла земных человеческих отношений. В небе Лермонтова везде видна земля. Его философская лирика есть лирика личного опыта. И она не просто закрепляет результат раздумий […]...
- Зачем нужна поэзия? Стихотворение Лермонтова «Поэт» Одна из, витрин Пушкинского дома (Музея русской литературы) в Ленинграде неизменно привлекает внимание посетителей. Под стеклом лежит личное оружие Лермонтова — кинжал, с которым он не расставался в боях. Этот сверкающий клинок с золотой арабской надписью вызывает интерес и потому, что образ кинжала живет в лермонтовских стихах, например в стихотворении «Поэт». Впервые в нашей литературе […]...
- «ЖЕЛЕЗНЫЙ СТИХ, ОБЛИТЫЙ ГОРЕЧЬЮ И ЗЛОСТЬЮ» (ПО ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА) I. «Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый изгнанник…» II. Тема разбитых надежд как отражение трагического безвременья. 1. Грустная дума о своем поколении. 2. Ненависть и презрение к «стране рабов, стране господ». 3. Обличение светской черни, гонителей «свободы, гения и славы». 4. Противопоставление героического прошлого бездействию и бессилию современников. 5.Горестная судьба поэта-пророка, тема изгнания. […]...
- Тема совести в одном из произведений русской литературы. Тема совести в произведениях Достоевского Что же такое совесть в понимании Достоевского? Решающее значение у Достоевского имеет вопрос: насколько человек искренен и какой степени человечества он достиг. Безразлично как прошло это очищение. Никакое распутство не порочит, и никакое преступление не губит: нет другого суда перед Богом, кроме совести. На тему совести в романах Достоевского очень подробно и интересно рассуждал Анненский, […]...
- Лирическое наследие Лермонтова В лирическом наследии Лермонтова содержатся прогрессивные идеи, высокие гуманистические и патриотические чувства. В его произведениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Прощай, немытая Россия» предмет беспощадной критики и отрицания — реакционная часть русского общества: придворные круги всех рангов, жандармерия («мундиры голубые») и высший свет, «завистливый и душный». В «Думе» содержится горький упрек мыслящим людям, […]...
- Анализ стихотворения «Поэзия» Пастернак «Поэзия» (1922). Стихотворение объясняет роль поэта в мире, назначение поэтического творчества. Новое понимание человека и мира, как двух частей единого целого, рождает и новое понимание происхождения и задач искусства. Поэзия нужна не для того, чтобы изображать жизнь, описывать события, характеризовать чувства, переживания поэта. Искусство равно жизни, берет в жизни свое начало: Поэзия, когда под краном […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Поэзия» Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор («Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей»). Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. […]...
- Анализ стихотворения «Поэзия» Ф. И. Тютчева Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор. Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. Поэзия «с небес слетает к нам — […]...
- Романтическая лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов — это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях. Еще в юности, Лермонтов начал систематичное занятие поэзией, отразившие увлечения романтической […]...
- К 190-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова С 14 октября 2004 года по 15 января 2005 года в Государственном Литературном музее в «Доме И. С. Остроухова» (Трубниковский пер., 17) будет открыта юбилейная выставка к 190-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, организованная содружеством двух музеев — Государственного Литературного музея и Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Представлены живопись и графика М. Ю. Лермонтова (автопортрет, портреты […]...
- Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова < p>1. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2. Образ героя 30-х гг. XIX в. 3. Композиция романа «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина. 4. «Лишние люди» в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 5. Печорин и Грушницкий. 6. Женские образы в романе […]...
- Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» М. М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х годов XIX века. «Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М. Ю. Лермонтов, […]...
- Образ лирического героя Лермонтова, мотивы поэзии Лермонтова < p>Лирический герой Лермонтова — это поэт-романтик. Он — личность, которая открыто рассказывает о своих внутренних переживаниях, будь они очень личные, будь они даже негативные. < p>Период творчества Лермонтова пришелся на не самые легкие времена в Российской империи. Как раз самодержавием было подавлено восстание декабристов, и отсутствовала духовная и политическая свобода для личности. Лирический герой […]...
- Проблема совести в романе Толстого Война и мир (Аргументы ЕГЭ) Не каждый человек способен поступить в той или иной ситуации честно и по совести. К сожалению, многие забывают о существовании совести, когда им нужно быстро решить свои проблемы. Достаточно вспомнить поведение русских солдат в романе Толстого «Война и мир», когда те взяли в плен французского барабанщика, которого они прозвали Весенним. Русские солдаты решили накормить и […]...
- Образ женщины в лирике Лермонтова Совершенно иначе строится образ женщины и интерпретируется тема любви у Лермонтова. Его лирический герой — это одиночка, не понятый человечеством и в том числе женщинами, которые в большинстве случаев недостойны любви поэта. Может быть, с наибольшей силой это настроение выразилось в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…» Разрыв с женщиной для Лермонтова — это не […]...
- Анализ стихотворения «Дума»; Лермонтова «Дума»; (1838). Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. В нем поэт в глобальном масштабе размышляет над судьбой поколения 30-х годов, исследует его социальные и духовные пороки. Осуждая современное поколение, поэт не поучает, а сострадает, не отделяя себя от поколения. В лирическом произведении преобладает гражданская лексика. Мучительное, с резкими перепадами настроение лирического героя передают различные художественные […]...
- Романтический идеал поэта Лермонтова Как в лирике Лермонтова воплотился романтический идеал поэта? Начиная с 1828 года из-под пера поэта выходят первые стихи. Так, стихотворение «30 июля. — (Париж) 1830 года» содержит осуждение тирании короля Карла X, который должен был ответить «За кровь людей, за кровь граждан». Поэт высказывается в духе восхваления идеалов «вольности святой», что было созвучно тематике пушкинской вольнолюбивой […]...
- Проблема совести примеры аргументов (ЕГЭ по русскому) Проблема совести является актуальной и сегодня. Ведь именно она часто влияет на наши решения. Благодаря данному отрывку из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» мы может проанализировать этот вопрос более детально. Мы видим прокурора Пилата, от выбора которого зависит жизнь Га-Ноцри. Он может либо поступить по совести и спасти жизнь «сумасшедшего философа», либо выбрать карьеру. В […]...
- «Одинок я, нет отрады» (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова) «Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Свет». Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: […]...
- ЛИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х годов XIX века. «Очевидно, — писал Белинский, — что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем но- вое звено в цепи исторического развития на- шего общества.» Эпоха безвременья, полити- ческой реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеа- лах породила такого […]...
- Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832). В этом стихотворении отразились романтические устремления юного Лермонтова. Поэт на примере судьбы Байрона как бы предугадывает будущий конфликт между творцом-художником и обществом: Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Поэт выражает уверенность в своем избранническом уделе: Кто толпе мои расскажет думы? Я — или Бог […]...
- Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова. Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что образы природных стихий занимают особое место в поэзии М. Ю. Лермонтова. Его поэтическая фантазия уносит лирического героя в заоблачные выси, откуда он взирает на мир: стихии моря и неба, земли, степей и пустыни. В многочисленных посланиях, прикасаясь к тайнам горнего мира, поэт […]...
- Сочинение на тему: «Одиночество в творчестве Лермонтова» Одной из ключевых тем во всем творчестве Лермонтова является тема человеческого одиночества. Проследить это можно за тем, как написаны стихи и лирика этого писателя. Будучи поэтом-романтиком, Лермонтов нередко формировал особый, своеобразно романтический образ своих героев. Они были наделены такими качествами как гордость, противопоставление себя окружающему миру, конфликтность. Все это в результате приводило к тому, что […]...
- Трагедия страдающей души в мире дельцов Трагедия… Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка — Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье. В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей […]...
- Проблема происхождения и воспитания совести. По тексту Фазиля Искандера Откуда взялась человеческая совесть? (ЕГЭ по русскому) Возможен ли вариант воспитания в себе совести? Имеет ли непосредственное влияние степень цивилизованности людей на возникновение у них совести? Эти крайне важные вопросы, касающиеся граждан современного общества, заинтересовали Фазиля Искандера. Прозаик и поэт российского происхождения посвятил свои размышления теме возникновения и воспитания совести. С целью акцентирования внимания читателя на столь серьезной проблеме, Фазиль Искандер своими […]...
- ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТУЧИ» ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТУЧИ» 1 вариант Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ […]...
- Можно ли однозначно утверждать, что в основе конфликта Павла Петровича и Базарова лежат идейные разногласия? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Работа над романом «Отцы и дети» заняла у И. С. Тургенева менее года. Он приступил к нему в августе 1860 года и завершил в июле 1861-го. Основой сюжета стал конфликт между светским либерализмом и революционной демократией в период отмены крепостничества. Разногласия между поколениями — вечная тема. Это объясняется течением времени, вместе с которым меняется и […]...
- Лирический герой Лермонтова в стихотворениях и поэзии (Лермонтов М. Ю.) Вся лирика М. Ю. Лермонтова имеет определенную особенность — это тайный мир лирического героя закрытый от потусторонних глаз. Герой старается меняться, «двигаться», но такая деятельность практически ничто по сравнению с постоянным развитием героев иных поэтов XIX века. Конец творчества для Лермонтова определяется появлением обычного, незамысловатого, усталого человека, который ни по каким параметрам не походит на […]...
- Необычность любви Лермонтова к Родине Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно — исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом […]...
- Анализ стихотворения «И скучно и грустно..» Лермонтова «И скучно и грустно..» (1840). В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не на внешнем мире, а на душевных переживаниях человека. Лирическое произведение построено в форме внутреннего монолога, искренней исповеди лирического героя Желанья… что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят — все лучшие годы! Любить… но кого же? на время — не стоит труда, […]...