Человек и эпоха (По роману Ч. Айтматова “Плаха”)

Природа не признает шуток; онаВсегда правдива; ошибки же и Заблуждения исходят от людей. И. Гете
Одиним из наиболее ярких произведений современной русской литературы является роман Чингиза Айтматова “Плаха”, в котором затрагиваются насущные проблемы общества, вопросы добра и зла, отношения между человеком и природой, между человеком и обществом.
Писатель признается, что в этом произведении хотел бы “отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень”.

Особенностью романа Айтматова является то, что поднятые в нем проблемы нравственности отражают духовную атмосферу нашего общества эпохи застоя. Разложение нравов и порыв к чистоте – два полюса, антиподы моральной жизни брежневской эпохи, два ее лица.
Роман насыщен образами, которые, на первый взгляд, не связаны друг с другом: волки, изгнанный семинарист Авдий, чабан Бостон,
” гонцы ” за анашой. Но на самом деле их судьбытесно переплетаются, образуя общий узел назревших в современном обществе проблем, разрешить которые автор призывает нас, живущих сейчас.
В романе Айтматова можно выделить
три сюжетные линии. Первая линия – это судьба волков: Акбары и Ташчайнара. Глубоко симво-лична судьба этой волчьей пары, она не раз пересекается с судьбой людей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там бойню – охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата.

Когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.
Символичен путь жизненных поисков Авдия Каллистратова. С его судьбой связана вторая сюжетная линия романа. Авдий Каллистратов искал смысл жизни в Боге. Но не ужился в духовной семинарии, не удовлетворила его застывшая мысль.

Он захотел сам найти своего Бога. Юноша уходит в мир. Он надеется с помощью веры возродить души падших людей.

Он побеждает и инстинкт самосохранения, и гнев, жалея и любя в человеке его неискаженную, еще не утраченную личность. Но в мире зла, лицемерия, насилия герой Айтматова обречен. В столкновении со злом, воплощенном в браконьерах, Авдий погибает.

Погибает как мученик, как Христос. Эта аналогия не случайна, она объединяет судьбу Авдия с судьбой Бостона в одну проблему: проблему выбора между смирением и насилием, сопротивлением любовью и сопротивлением силой.
Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысл жизни. Бостон видит его в честной работе, в любви к животным, к земле, в порядочности. Его мучит мысль о всеобщем равнодушии к делу.

Но его честность и трудолюбие входят в противоречие со сложившейся системой обмана, духом наживы, господствующим в обществе. Судьба преследует Бостона. Фигура его в романе становится по-шекспировски трагичной. Во время перехода на новое пастбище погибает его друг.

Затем умирает жена. Вокруг новой жены, вдовы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа в лице волков мстит людям, избрав несправедливо его.

Обиженные другим охотником, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния, чабан убивает обидчика волков и идет сдаваться в милицию. Так безвременье, отсутствие веры в обществе порождает трагический конфликт между честью и бесчестьем.

Плахой – в прямом смысле – кончается жизнь Авдия, и плахой же – в переносном – жизнь Бостона.
И все же это разные судьбы, разные характеры. Авдий бросился помочь наркоманам, хотел убедить их отказаться от наркотиков – и был избит и выброшен из поезда. Бостон берет на себя роль судьи – и убивает.

Так чей же путь верен? “Неубий” или “убий”? Авдий избирает путь самопожертвования. Но праведен и гнев Бостона на негодяя Базырбая. Кто же прав?

Но дело в том, что Авдий и Бостон – два возможных варианта человеческого поведения перед лицом зла. Бостон остается жив, но его жизнь разрушена. Насилие ничего не дает, оно и может только разрушать, даже если оно выступает как возмездие, как справедливость. И в этом смысле главным героем романа является любовь к человеку, которую и воплощает Иисус.

Авдий, на первый взгляд не знающий жизнь, не разбирающийся в людях, знает главное – человек добр. Бостон, хорошо знающий жизнь, в доброте разуверился. А ведь в романе Айтматова даже волкам свойственна доброта.

И волчица уволокла мальчика любя, в тоске по утраченному детенышу…
Еще одна тема, раскрытая писателем в романе, – это проблема наркомании. Ч. Айтматов призывает людей опомниться, принять необходимые меры по искоренению этого опасного социального явления, которое калечит человеческие души.
Сложность сюжета лишь отражает сложность поставленных в романе проблем. Роман Айтматова – воззвание к совести каждого человека: не жди, выходи один, на свой страх и риск. И может быть, это и придает очистительный импульс застывшему в нравственном равнодушии обществу.
В сложном переплетении разных сюжетных линий, разных идей в романе Айтматова зреет мысль о спасительной силе доброты” даже если тот, кто ее несет, погибает, потому что путь насилия – тупик и ни к чему не ведет. В обществе равнодушия, безверия, осмеяния добра самая большая опасность – попытка исправить его путем насилия. Только вера, только любовь к человеку, суровая, строгая, но искренняя и глубокая, может вернуть такому обществу “человеческое лицо”.

Об этом и хотел сказать Айтматов…
“Плаха” – это призыв автора одуматься, принять меры по сохранению жизни на земле. Это произведение способно оказать человеку неоценимую помощь в борьбе за новый, светлый путь, который назначен ему природой и на который люди рано или поздно обратят свои взоры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Человек и эпоха (По роману Ч. Айтматова “Плаха”)