Биография Октавио Пас, лауреат Нобелевской премии по литературе
Официальные представители нобелевских учреждений постоянно подчеркивают, что весь ход текущих или состоявшихся обсуждений очередных кандидатур на награду обязательно сохраняется в тайне. Тем не менее журналисты что-то все-таки узнают, что-то домысливают и упорно проводят свои, параллельные обсуждения. По их источникам имя мексиканского поэта, философа и эссеиста Октавио Паса впервые прозвучало в Нобелевском комитете Шведской академии еще полтора десятилетия назад, а при голосованиях 1987 года его кандидатура оказалась на втором месте,
Насколько это соответствует действительности, сказать трудно, но на правду похоже.
Октавио Пас, названный лауреатом Нобелевской премии на 77-м году жизни, давно уже признан одним из ведущих мастеров слова не только в Латинской Америке, но и во всем мире. Еще в 1981 году он получил премию Сервантеса – самую престижную литературную награду в испаноязычном мире.
Не обошли его и многие другие национальные и международные премии, а также почетные степени.
В нашей стране творчество Октавио Паса известно сравнительно мало. Оно хотя и не замалчивалось совсем, но не получало достойного
Они весьма интересны, отличаются глубиной и оригинальностью авторского мышления, однако плохо согласовывались с прокрустовыми установлениями советских законников от литературы. Теперь, по-видимому, можно надеяться на лучшее.
Исследователи творчества Октавио Паса отмечают высокий интеллектуализм, воспринятый от европейской культуры, внимание к индейским истокам национального мировосприятия и творческое освоение опыта современной латиноамериканской литературы. Истоки этих особенностей усматриваются в его биографии.
Октавио Пас родился в столичном городе Мехико в семье адвоката. На родине он кончил католическую школу. Получал образование в университетах США и Испании. В Испании, переживавшей в те годы катастрофические изломы в своей истории, он познакомился не только с политическими платформами, но и с крупнейшими взлетами испаноязычной поэзии.
Там его застало начало гражданской войны 1936- 1939 годов. Молодой мексиканец принял участие в боях на стороне республиканцев.
Тогда же появилась одна из первых поэтических публикаций Октавио Паса, заглавие которой повторяло центральный лозунг республиканцев – “Но пасаран” (“Они не пройдут”). Вскоре за этим вышли сборники поэзии “Человеческий корень” и “Под твоей ясной тенью”. На первом этапе творчество Октавио Паса тяготело к сюрреализму, хотя уже тогда обращали на себя внимание самостоятельность его взгляда на мир и самобытность художественного почерка.
В 1938 году, вернувшись в Мехико, Октавио Пас основал поэтическую группу “Тальер” (“Мастерская”), выпускавшую одноименный журнал и просуществовавшую около трех лег. В группу входили молодые столичные поэты. Считалось, что ее название свидетельствует о стремлении создать в этом литературном сообществе по-настоящему демократическую атмосферу.
В манифесте группы, составленном О. Пасом, утверждалось, что крест и проклятие современного поэта в рефлексии, в пассивной позиции по отношению и к самому себе и к окружающему миру. Автор исходил из того, что искусство должно задаваться целью “изменить человека”, ставя его перед необходимостью выбора, понуждая к действию. Ему представлялось, что, изменяя человека, можно изменить мир.
Важную роль в литературной судьбе поэта сыграла его служба на дипломатическом поприще. Она началась в 1945 году и продолжалась два с половиной десятилетия. О. Пас побывал на высоких представительских постах в Швейцарии, Франции, Японии, с 1962 по 1968 годы занимал должность посла Мексики в Индии.
Близкое знакомство с культурой Запада и Востока расширило его кругозор, придало творчеству большую глубину и всеохватность. Правда, одно время его общественные взгляды существенно социологизировались. В частности, он тогда писал: “Для того чтобы изменить человека, нужно сначала изменить общество.
И мир. Буржуазное общество должно быть разрушено, только тогда человек вообще и человек-поэт станет хозяином своей судьбы”. Но жизнь сложнее любых схем, и в центре творчества О. Пaca всегда оставался человек, личность.
Среди поэтических сборников, кроме названных, считаются наиболее характерными и существенными “Между камнем и цветком” (1941 год), “На краю мира” (1942 год), “Свобода под честное слово” (1949), “Семена для гимна” (1954), “Камень Солнца” (1957), “Вода и ветер” (1959), “Два и один – три” (1961), “Саламандра” (1961), “День Удайпура” (1963), “Весь ветер” (1966). Критики усматривают основные особенности его поэзии в интеллектуальном складе мышления, склонности к медитации, повышенной метафоричности, а также в чувственности.
Известен Октавио Пас и как переводчик. Им выполнены переводы на испанский средневекового английского поэта, родоначальника так называемой метафизической школы Джона Донна, одного из основателей символизма француза Стефана Малларме и другого француза Гийома Аполлинера, а также американского футуриста Эдварда Каммингса и др. В книгу, где собраны эти переводы, он включил также свои соображения об искусстве перевода и рассказ о собственной работе.
Как исследователь литературы О. Пac известен рядом книг и очерков – о жизни и творчестве никарагуанца Рубена Дарио, мексиканцев Рамона Лопеса Веларде и Хавьера Вильяуррутия, испанца Луиса Сериуды, португальца Фернандо Пессоа и др. Им написаны также книга, посвященная анализу философских, социологических и эстетических концепций современного французского этнолога и социолога Клода Леви-Строса, книга о трактовках проблемы тела и души, материального и духовного в различные исторические и религиозные эпохи, несколько книг о проблемах искусства и литературы, в том числе одна в форме диалога между автором и вымышленным собеседником. О. Пас – составитель нескольких антологий мексиканской поэзии.
Важное значение придают его преподавательской деятельности в университетах США и Европы.
Но если задаться вопросом, что же принесло наибольшую известность Октавио Пасу на родине, то, наряду с поэзией, придется назвать его труды по истории Мексики – ряд книг и отдельных эссе. Пытаясь дать философскую интерпретацию мексиканской действительности, Октавио Пас предложил собственную концепцию исторического развития Мексики. Упрощая, можно сказать, что центральное место в этой концепции отводится насилию конкистадоров над индейцами.
Это насилие, считает ученый, до настоящего времени определяет общественное и духовное состояние нации, и задачи мексиканцев состоят в том, чтобы изжить в себе это наследие и обрести свою подлинную сущность, обращенную не в прошлое, а в будущее.
Думается, что этот взгляд был бы интересен и нашему обществу, вся сегодняшняя жизнь которого намертво, кровью спаяна с мировым злом, совершенным нами в прошедшие десятилетия XX века.
Узнав о награде, Октавио Пас сказал: “Сообщение о премии пришло совершенно неожиданно. Но это делает ее еще более приятной. Значение премии не в том, что она вносит имя в историю, а в том, что поможет познакомить с моим творчеством более широкие круги читателей.
Каждый писатель нуждается в читателях”.