«Бездна темная» и стремление к «свету» в поэзии «Цветы зла» Бодлера

Бодлер стремится поразить читателей откровенно жуткими картинами внутреннего мира человека для того, чтобы пробудить в нем желание противостоять злу, бороться с животным в себе, искать и стремиться к идеалу и красоте. «Только достигая глубочайших пропастей падения, воображение по закону противоположности зажигает светоч высочайших идеалов. Цветы добродетелей в воображении поэта не могут расцветать без цветов зла, ведь свет тем ярче, чем глубже тени», — так объяснял свое творчество Ш. Бодлер. Само противопоставление и контраст (зло-добро,

свет-тени, ад-рай, Бог-Сатана, пропасть-небо, сплин-идеал и т. п.) стали основанием художественного метода автора «Цветов зла».

В поэзии воплощалось противоречивое мировосприятие Шарля Бодлера, которое русский поэт-символист Александр Блок определил так: «Находясь в аду… он грезил белоснежными вершинами».

Жаль, что Блок жил в другое время и не мог выступить на защиту поэта и его книги во Дворце правосудия в Париже 20 августа 1857 года. Сегодня мы можем лишь догадываться, как все происходило. Адские мучения терпит поэт-«слепец», невыразимо страдает от зла в себе, в людях, окружающем мире:

«Из

глубины взываю, Вымаливаю твое сожаление, моя любимая, Из бездны темной, куда мой дух упал; Здесь ночь вокруг, — сквозь тьму плывут, Проклятия, стоны, хула непрестанная».

«Бездна темная» и стремление к «свету» — противоречивые жизненные полюса собственной жизни Ш. Бодлера. «Еще совсем ребенком я ощутил в своем сердце два противоположных чувства: ужас жизни и увлечение жизнью». И в самом деле, часто кажется, что жизнь Бодлера — это ряд несчастий, разочарований и ударов судьбы. Давайте попробуем выяснить, из какой жизненной трагедии художника выросли его «Цветы зла».


«Бездна темная» и стремление к «свету» в поэзии «Цветы зла» Бодлера