“Соответствия”, анализ произведения Бодлера

Вся жизнь Шарля Бодлера состояла из сплошных несоответствий. Его отец был старше матери на тридцать с лишним лет. Сам Шарль, всю жизнь искавший и требовавший любви от окружающих его людей, так и не смог подарить любовь даже своей собственной матери.

Впоследствии Бодлер писал: “Совсем еще ребенком я питал в своем сердце два противоречивых чувства: ужас жизни и восторг жизни”. Это двойственность, очевидно, и стала визитной карточкой его поэзии, наполненной контрастами и оксюморонами. Даже название Сборника “Цветы зла”, принесшего

всемирную славу Бодлеру, представляет собой не что иное, как оксюморон – прием, объединяющий несовместимые понятия.

Сборник стал своеобразной “энциклопедией” французской жизни, так как на страницах стихов возникали разные образы современности Бодлера. Есть, однако, особый цикл – “Сплин и идеал”, посвященный искусству. Именно в этом цикле мы можем найти “Соответствия” Шарля Бодлера.

Видимо, именно к соответствиям стремился Бодлер всю свою недолгую мятежную жизнь.

Данное произведение по форме и жанру представляет

из себя классический сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Традиционными темами для сонета были обожествление женщины, ее красоты, воспевание любви, возлюбленной (в этом смысле самыми известными по праву считаются сонеты Вильяма Шекспира). Позже в сонетах стала раскрываться будничная жизнь с ее так называемыми житейскими радостями.

А ближе к ХХ веку появились даже политические и сатирические сонеты.

Объектом изображения Шарля Бодлера становятся соответствия. Обычно критики выделяют два основных соответствия: между физическим существованием и духовной сферой, а также между миром чувственных форм и миром выдуманных идей. Очевидно, эти соответствия проявляются у Бодлера в мире природы и человека: “Природа – строгий храм”, в котором невозможно даже “невнятный звук украдкою” уронить, поэтому “лесами символов бредет” “смущенный человек”.

Скорее всего, это смущение вызвано той гармонией, которая царит в природе, ведь “в ней сочетаются благоухания, и звуки, и цвета”.

Какое же место отведено человеку в этой строгой иерархии? Этот вопрос волновал многих поэтов. Например, Русский поэт Федор Тютчев считал, что между человеком и природой возник разлад, а виноват в этом человек, наделенный разумом, поэтому “ропщет мыслящий тростник”.

Бодлер подходит к решению этого вопроса иначе. Назначение человека в искусстве – выражать реальную жизнь, в которой все смешивается: красота и уродство, высокое и низкое, добро и зло. Это порой действительно соответствует друг другу.

Отсюда и название стихотворения.

Но поэт идет дальше в своих рассуждениях. Соответствия у него приводят к взаимопроникновению и даже полному слиянию: так “запах девственный” чист, как луг, а “высокий звук гобоя” свят, как тело детское. Еще удивительней, что “слиянье ладана и амбры и бензоя” создают торжественный, но при этом “развратный аромат”.

И довершает слияние “высших дум восторг и лучших чувств экстаз”.

Таким образом, Шарль Бодлер, мечущийся между “восторгом жизни” и “ужасом” перед ней, ощущающий сплин (недаром цикл называется “Сплин и идеал”), по сути, “русскую хандру” и ищущий свой идеал, воплощает всей своей поэзией феномен, названный Гегелем “несчастным сознанием”. Это значит, что сознание раздвоено, разорвано, поэтому пребывает в состоянии “бесконечной тоски”. Даже сам Бодлер называл себя “истериком” и “записным пессимистом”, погруженным в мир собственных мрачных фантазий.

Все это, однако, и создает особый стиль Шарля Бодлера, который уже не спутаешь ни с кем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

“Соответствия”, анализ произведения Бодлера