Анализ трех стихотворений А. Блока
Стихотворение «Россия»
Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений.
В стихотворении охватывается время, начиная от времен золотых и кончая далеким будущим, скрывающимся за горизонтом.
А. Блок любил Россию странною любовью, любил ее такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, — но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог
Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли «годы золотые», она обнищала, и, что еще хуже, стала попадать под сильное влияние «чародеев» — других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России.
Но что толку жалеть
Читая стихотворение «Россия», мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого еще больше пачкаются. Все больше серых, грязных тонов мы встречаем на своем пути, «слезы первые любви» очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест — символ тяжелой ноши, нелегкой судьбы русского человека.
И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые ее атрибуты.
Если в цветовом плане стихотворение «Россия» имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкретных «звуковых» вех, разве что «песни ветровые», но все же, если окунуться в этот «серенький» мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колес и отдаленные звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» , «ш» . В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.
Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека и судьбы России — вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.
Стихотворение «На железной дороге»
Стихотворение «На железной дороге» включено в цикл стихов А. Блока «Родина». Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдет о России. Кто она, Россия?
Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колесами — все больно. Неужели это некогда великая Россия?
Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, «шла походкой чинною». В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим. «Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадежностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают ее и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта «под насыпью».
Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колесами. Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.
Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живет полноценной жизнью, со всеми ее волнениями и ощущениями. У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий.
Блок, главным образом, описывает годы, «чинного шествия» России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности. Реалистичность — основная черта этого стихотворения.
Как известно, Блок — поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать свое толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, — это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб.
Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе. Каждый день проносятся все те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают все те же сонные лица.
Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стекла вагонов, и, кажется, не замечают Ее. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, все равно через секунду будут уже далеко. Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днем ждать, «быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон», то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль.
Эта девушка, Россия, переживает за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.
По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, «Россия вспрянет ото сна…»
В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и «яркие глаза» набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов. Синий — цвет неба, возвышенный — вагоны для богатых, желтый — яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни — средний класс, а зеленый — цвет травы, близости к земле — вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стекол вагонов.
Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне — алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.
Снаружи растут лесные деревья, за лесом — длинная платформа, на ней — навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа.
Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении.
Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.
В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом — слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом, скрип, свист, удары вагонов о рельсы — неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.
Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков «с» усиливает свист и шум вагонов.
Стихотворение «На железной дороге» нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноименном стихотворении. Своеобразное «пессимистическое» кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждет страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России.
Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.
Стихотворение из цикла «На поле Куликовом»
В этом стихотворении можно выделить две части: первая внешне спокойная, во второй происходят сражения, льется кровь. В первой части время течет лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока еще все спокойно, но вскоре желтая глина обрыва, степные стога сменяются дорогой сквозь мглу.
И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа.
Где война, там кровь, пыль и смерть. Степная кобылица летит по полю столь быстро, сколь быстро проходит жизнь воина. Одно мгновение, и уже закат в крови. Небо, как зеркало, отображает смертельные баталии, происходящие на земле.
И нет конца этим сражениям, нет числа погибшим на поле боя — это случается изо дня в день, равно как и закат каждый вечер появляется на небе. Напряжение постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда уже «закат в крови» . Покоя нет! Стремительность событий подчеркивается аллитерациями звуков «с» в четвертом четверостишии и «р», очень агрессивного, резкого.
И хотя в цикле стихов «На поле Куликовом» А. Блок описывает конкретные события, это произведение не столько на историческую тему, сколько о современности, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
В этом стихотворении образ родины у Блока довольно необычен. Поэт называет Россию своей женой. За это многие критики ругают Блока. На мой взгляд, слово «жена» — это символ, характеризующий непреодолимую любовь поэта к своей родине.
Жена — это человек, которого ты сам выбираешь, чтобы любить всей своей душою, заботиться о ней и защищать. Если Блок подразумевал именно это, тогда, по-моему, возмущения критиков напрасны, слово «жена» хоть и нестандартное определение, но, учитывая искренность чувств поэта, вполне уместно в личных стихах Блока.
Это стихотворение — первое из цикла «На поле Куликовом».Оно является вступлением к другим стихотворениям цикла, вводит в цикл широкую тему России.