Анализ стихотворений Блока Нечаянная радость, Земля в снегу
Символический и реалистический пласты стихотворения переплетаются: конкретные детали (соседний дом, “собравшийся народ”;) окружены символическими образами (“недвижный кто-то, черный кто – то”;, смех “в желтых окнах”;). В 1910 году А. Блок, написав несколько поэтических циклов: “Нечаянная радость”; (1907), “Земля в снегу”; (1908), готовит к печати собрание своих стихотворений в трех томах, соответствующие, по мысли поэта, трем частям его духовного и поэтического развития. Во втором томе (1904-1908) по-другому начинают звучать
Любовь к России носит в поэтических произведениях А. А. Блока личностный, интимный характер, поэтому в стихотворении “Осенняя воля”; (1905) поэт пишет:
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…
Лирический герой – не случайный прохожий, а один из сыновей своей страны, идущий “знакомым”; путем и сопричастный печальной судьбе тех, кто “умирает, не любя”;, но все равно стремится к слиянию с родиной. Образ России здесь, как и во многих последующих стихотворениях,
И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав…
Родина в стихотворении “Русь”; (1906) воспринимается поэтом через “преданья старины”;,
Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.
Важное место в стихотворении занимает мотив пути, распутья, который характеризует родину. Образ Руси является лирическому герою во сне, “опоясана реками и дебрями окружена, с болотами и журавлями”;. Русь притягивает языческой красотой: “мутным взором колдуна”;, “ворожеями”;, ведьмами.
Значимым в стихотворении является образ вьюги, вихря. Разгадка тайны древней Руси – в “живой душе”; народа, и чтобы ее постичь, надо иметь общую душу с народом:
…где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел.
Во втором томе А. Блок раскрывает интересующую его проблему народа и интеллигенции. Лирический герой многих стихотворений второго тома (“Окна во двор”;, “Улица, улица… Тени беззвучно спешащих…”;, “На чердаке”;, “Холодный день”; и др.) – представитель городских низов, житель подвалов и чердаков.
Особое место среди поэтических произведений о любви во втором томе занимает стихотворение “Незнакомка”; (1906), основу композиции которого составляет контраст. Первая часть произведения – изображение пошлой жизни, которую ведут обычные обыватели: пьянство, скука, грязь. Сама природа с осуждением взирает на такую жизнь:
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
Обывательской пошлости, безнравственности противопоставлен образ таинственной незнакомки, которая появляется “каждый вечер, в час назначенный”;. Образ лирической героини, имеющей конкретные черты (“девичий стан, шелками схваченный”;, “шляпа с траурными перьями”;, “в кольцах узкая рука”;) Символичен:
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Поэтом дан идеал красоты, но в реальной жизни часто
…право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Финал стихотворения трагичен: очарованность красотой оказалась недостижимой мечтой поэта. Во второй том вошли также поэтические циклы “Фаина”; (1906-1908) и “Снежная маска”; (1907), написанные А. А. Блоком под влиянием особого чувства поэта к актрисе Н. Н. Волоховой. Лирический герой находится под воздействием всепоглощающей страсти. Отвлеченно-мистический образ Прекрасной Дамы отвергается ради земной женщины “с живым огнем крылатых глаз”; – воплощение подлинной любви-страсти.
В стихотворениях данных поэтических циклов появляются символы “метель”;, “ветер”;, “вихрь”;, которые станут лейтмотивами творчества А. Блока, олицетворяя собой постоянно изменяющуюся жизнь. В словах Снежной маски, Незнакомки, встретившейся лирическому герою, слышится голос новой жизни, открывающей неведомые дали:
Довольно жить, оставь слова,
Я, как метель, звонка,
Иною жизнию жива,
Иным огнем ярка.
Все соединилось в загадочном, влекущем образе женщины с душой-бурей, необыкновенной страстностью.
В третьем томе А. А. Блок собрал лучшие свои произведения, в которых отражены все темы, интересующие поэта: тема “страшного мира”;, предназначение собственного поэтического творчества, тема всепоглощающей любви и, конечно, тема родины, России. Открывают том стихотворения, посвященные “страшному миру”;. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Широко известно стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека…”; (1912), кольцевая композиция которого раскрывает проблематику произведения: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
В двух небольших циклах “Возмездие”; (1908-1913) и “Ямбы”; (1907-1914), вошедших в третий том, звучит тема собственной от
ветственности человека за свои поступки. В стихотворении “О, я хочу безумно жить…” (1914) А. А. Блок объясняет роль творчества в жизни поэта, который понимает значение художественного слова. Поэт желает:
… Все сущее – увековечить
Безличное – вочеловечить
Несбывшееся – воплотить!
Лирический герой мечтает о памяти грядущих поколений, о юноше веселом, который найдет в поэзии А. Блока истинное, ради чего творец жил, создавал свои произведения. Поэт подчеркивает гуманистическую направленность своего творчества: именно любовь к человеку, к добрым и светлым сторонам человеческой натуры отличает его лирику. Олицетворяя свое время, поэт не зависит от существующих предрассудков, не имеет кумиров, не раболепствует:
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
Используемые в стихотворении художественно-выразительные средства помогают передать чувства и мысли автора: эпитеты: “жизни сон тяжелый”, “юноша веселый”; метафоры: “задыхаюсь в этом сне”, “дитя добра и света”. Неологизм “вочеловечить” объясняет заветное желание А. А. Блока сделать мир личностным, уйти от безликой массы в поисках индивидуальности. Первое четверостишие стихотворения построено на инверсии: настолько сильно желание поэта воплотить в своем поэтическом творчестве весь мир, всю вселенную, объять необъятное. “Страшный мир” стремится обольстить поэта своими соблазнами:
…забудь поэт,
Вернись в красивые уюты… –
Ответ на эти призывы всегда одинаков, благополучие “сытых” полностью отвергается:
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.
Глоссарий:
– нечаянная радость блок
– земля в снегу блок
– блок нечаянная радость стихи
– анализ стихотворения блока снежное вино
– блок Земля в снегу