Анализ стихотворений Блока

Литературоведческий анализ.

В 1904 г. вышла в свет его первая книга “Стихи о Пре­красной Даме”, вдохновленная идеями Вл. Соловьева о при­шествии на землю Вечной Женственности, о грядущем сли­янии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате влюбленности Блока в реальную земную жен­щину – жену Любовь Дмитриевну.

Прекрасная Дама Бло­ка – это воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой – служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преобразования жизни. “Стихи о Пре­красной

Даме” были попыткой разобраться в вопросах, кото­рые будут волновать Блока на протяжении всей его жизни: о назначении человека, о его пути, о достижении прекрасного.

События 1905-1907 гг. вызвали огромный интерес по­эта к общественно-политической жизни России, обнажив стихийную природу бытия (в стихах Блока появляются об­разы метелицы, бурана, народной вольницы). Блок сочув­ственно отнесся к демонстрациям народных масс, требую­щих гражданских прав. Кровавое воскресенье 9 января вы­звало у Блока чувство гнева.

В 1906 г. в пьесе “Балаганчик” Блок отразил ощуще­ние кризиса символизма. С 1907 г. от

идей символизма поэт отходит к демократическим тенденциям: размышляет об отделенности современной культуры от народа, от нацио­нальных истоков, предчувствует грядущие беды. Докладом “О современном состоянии русского символизма” (апрель 1910 г.) Блок констатировал окончание для себя этого этапа творческого и жизненного пути.

В 1904-1908 гг. Блок создает цикл “Город”, в котором углубляется в социальные тенденции. В современном мире со­существуют две реальности: небесная гармония, красота и без­жалостность Петербурга (образы карликов, адские нотки).

В 1907 г. выходит вторая книга – “Нечаянная ра­дость”. Она существенно отличается от первой. Здесь Пре­красная Дама обрела реальные черты (“Незнакомка”). Это время разрыва Блока с друзьями-символистами; жена Лю­бовь Дмитриевна ушла к поэту Андрею Белому.

Прекрас­ную Даму заменила Искусительница, роковая женщи­на, всеразрушающая Страсть. Блок описывает мир грязи и порока, обмана и пошлости, но и здесь появляется свет­лый образ Незнакомки – как символ оставшейся надежды и веры в Любовь. Антитеза, противопоставление двух ми­ров – двух частей стихотворения, мрака и света, помога­ет яснее донести идею Блока о преображении тьмы Светом, Любовью. Внимание Блока переносится и на реалии совре­менного города.

В книгу вошли стихи гражданского звуча­ния – “Митинг” и “Фабрика”. Осознанным одиночеством своего пути продиктовано стихотворение “Осенняя воля”.

В 1908-1916 гг. создан цикл “Страшный мир”. Пора­жение Первой русской революции, реакция усилила трагиче­ские мотивы в творчестве Блока. Чувство тревоги, смятения, а нередко – тоска и отчаяние все сильнее и острее звучат в его

стихах (“Ночь, улица, фонарь, аптека…”). Настроение безна­дежности овладевает поэтом. “Страшным” Блок назвал мир, в который он пришел в начале XX в. Самым страшным явле­нием этого мира для поэта было унижение и поругание люб­ви, низвержение ее со звездных высот (“Незнакомка”, “На железной дороге”, “На островах”; говорящие названия сти­хов – “Песньада”, “Пляски смерти”, “Унижение”).

Цикл “На поле Куликовом” (1908) – здесь звучат раз­думья поэта над исторической судьбой России в образе Неве­сты, Жены (“О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!”, “И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль…”).

Тема родины связана с прошлым: “Степная кобы­лица несется вскачь!” – в будущее, в завтра. Но ее стремитель­ный бег начался давно, на поле Куликовом – и даже до него. Так настоящее Блок связывает с прошлым и будущим. Звучит мотив неуспокоенности, борьбы, движения.

Россия устреми­лась вперед сквозь битвы и испытания. Герой цикла – боец, воин времен Куликовской битвы, или современник поэта, сто­ящий у порога “высоких и мятежных дней”. Это лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подви­ге служения своей стране.

Цикл “Родина” (1907-1916) отразил в себе все глав­ные темы поэзии Блока: и образ идеально-противоречивой России, и юношеский идеал – образ Прекрасной Дамы. У Н. В. Гоголя Блок берет мотив Пути – безбрежных про­сторов Родины. В творчестве Блока поднимаются проблемы интеллигенции и народа, кризиса индивидуализма, роли художника в меняющемся мире и т. д.

Октябрь 1917 г. Блок принимает без колебаний. В про­логе к неоконченной эпической поэме “Возмездие” (1910), полной революционных предчувствий, поэт выразил со всей определенностью свое кредо, свои принципы. Однако жизнь его в советское время подвергалась испытаниям холодом, го­лодом, болезнями близких, вестями о смерти знакомых.

По­кончено с имением Шахматово: крестьяне разграбили усадь­бу, сожгли великолепную бекетовскую библиотеку.

Лирика Блока – это “интимный дневник”, рассказываю­щий о душевных переживаниях, обо всех событиях, отразив­шихся в жизни поэта. Здесь запечатлена мечта о возвышающей любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красо­ту и гармонию, но противоречия “страшного мира” сильнее любви и мечты. Блок не скрывал, что “страшный мир” вы­зывал у него “лихорадку ужаса”.

В этом мире нет гармонии, но поэт не отказался от стремления к идеалу: “…И отвраще­ние от жизни, и к ней безумная любовь…” (поэма “Возмез­дие”). Так определил Блок свое душевное состояние.

Лирика Блока, очень музыкальная, близкая к романсу, после поэмы “Двенадцать” (январь 1918 г.) “глохнет”: Блок, по его собственным словам, “перестал слышать музыку”. В основе “Двенадцати” лежала все та же мечта о справедли­вой и прекрасной жизни, которая владела и автором “Сти­хов о Прекрасной Даме”. Но выражена она здесь в реаль­ных исторически очерченных картинах народного мяте­жа. Красногвардейцы “идут державным шагом”, оставляя позади “голодного пса”, впереди же маячит красный флаг в руках неуязвимого Христа.

Образ Христа меньше всего выражает религиозные воззрения. Это символ святости ре­волюционного дела. Финалом поэмы Блок как бы говорил, что революцию делают разные люди.

В ней есть и разруши­тельные силы, но в целом революционный народ делает ве­ликое, святое дело, и оно достойно благословения.

Поздние мотивы поэзии Блока: Россия как азиато-европейка призвана выполнить особое предназначение, со­вместить несовместимое. Александр Блок – ключевая фи­гура поэзии “серебряного века”. Он воспел “мистические зори”, подсказанные ему философом-мистиком Владимиром Соловьевым, и с обостренным вниманием ждал мировой ка­тастрофы, в бездне которой должна была погибнуть старая Россия и родиться Россия новая.

Блок надеялся, что с при­ходом 1917 г. свет коренных изменений одолеет тьму – и за­дохнулся от гнетущей мир пошлости.

“О доблестях, о подвигах, о славе…” – стихотворение об одиночестве, горечи разлуки, о потерянном счастье. Дру­гой мотив – любовь уводит человека от битв, от подвига в мир хоть и красивый, но далекий от жизненных бурь.

“Железная дорога”. Место действия трагедии – не же­лезнодорожный полустанок, а весь мир, в котором человек раздавлен “любовью, грязью иль колесами”. Различны способы умерщвления души в “страшном мире” – даже лю­бовь становится одним из них.

“Незнакомка”. Главными чувствами в восприятии мира были тоска, отчаяние и неверие, безысходность. В этих усло­виях лирический герой ищет утешения на дне бутылки.

“Сытые”. В стихотворении поэт с отвращением пишет – о властителях жизни, негодующих и проклинающих рево­люцию. Сытые возбуждают в поэте презрение и ненависть.

Сочувствие Блока – на стороне простых людей.

“Фабрика” (1903). В обобщенной форме переданы мыс­ли поэта о социальной несправедливости, царящей в мире.

“Россия” (1908). Поэт не стремится воспевать нищую Россию, но другой в 1908 г. не было. И такая Россия беско­нечно дорога поэту.

“Осенний день”. В этом стихотворении звучит страстный монолог человека, для которого любовь к родине – чувство глубоко личное, как любовь к матери, жене.

Глоссарий:

– анализы стихотворений блока

– анализ стихотворения блока осенний день

– Анализ стихотворения Блока Сытые

– осенний день блок анализ

– анализ стихотворения сытые блок


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворений Блока