Анализ стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» Тютчева Ф. И
В стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы.
Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: «Est in arundineis modulation musica ripis», заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках».
Примечательно, что шум морских волн рождает у лирического героя чувство гармонии. В природе вообще доминирует «созвучье полное», в то
В стихотворении доминируют вопросительные интонации.
В третьей строфе возникает интересный образ: «И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?» Он восходит к известному афоризму Б. Паскаля, наглядно иллюстрирующему хрупкость и конечность бытия:
Основные образы произведения можно разделить на две части: «стройный мусикийский (музыкальный) шорох», «невозмутимый строй», «созвучье полное», подчеркивающие стабильность, и «зыбкие камыши», «призрачная свобода», «отчаянный протест», актуализирующие зыбкость бытия.
В последней строфе Ф. И. Тютчев подчеркивает вертикальную ось художественного пространства («от земли до крайних звезд»), что, в свою очередь, помогает ему соотнести «землю» и «небо». Философское осмысление мира предполагает возможность возвыситься над земной суетой и обратить свой взор к звездам.
Разлад в итоге порожден тем, что разум осознает конечность бытия, в то время как природа вечна и неизменна в своем бесконечном, многообразии.
Противоречие неразрешимо. Оно мешает человеку осознать гармонию с миром и обрести ее в своей душе.
Из контекста произведения становится ясно, что гармонию поэт видит не только в природе, но и в мире звуковых образов («певучесть», «мусикийский шорох»). Таким образом, становится понятным, что поэзия — эго, пусть кратковременный, но верный способ для человека обрести гармонию с миром.
- Анализ стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: «Est in arundineis modulation musica ripis», заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках». […]...
- Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» Стихотворение Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» было написано 17 мая 1865 года. Оно относится к поздней лирике поэта и представляет собой философское размышление, раздумье. Следовательно, по жанру это стихотворение можно отнести к элегии. Композиционно произведение делится на несколько частей, противопоставленных друг другу. Самому произведению предшествует эпиграф из древнеримской поэзии — «Est in […]...
- Певучесть есть в морских волнах… разбор стихотворения Автор: Тютчев Ф. И. Est in arundineis modulatio musica ripis* Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах. Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе,- Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре […]...
- «Певучесть есть в морских волнах…» Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» (1865) пытливая мысль и «ропот», протест человека, не способного примириться со своей участью смертной и бесконечно малой части вселенной, противопоставляются музыке, разлитой в природе и отражающей ее гармоничность. Звукопись этого стихотворения помогает поэту сообщить удивительную динамику и экспрессию поэтической […]...
- Как Вы понимаете слова Ф. И Тютчева о природе: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» Стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» раскрывает глубокий смысл и значение природы. С первых строк поэт с какой-то насмешкой обращается к тем, кто считает природу божьим слепком с бездушным ликом. Все произведение пронизано величием окружающего мира и твердой уверенностью в том, что природа есть результат эволюционных процессов, а никак не чьим-то […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной… 5 В стихотворении Тютчева тонко замечена осенняя красочность, на начальном этапе. Его особая манера выражать чувства в лирических строках, раскрывать образ яркой красочности, уникальных нарядов осени. Вместе с поэтом, мы восхищаемся первозданной красотой окружающей нас живой и неживой природы родных просторов. И совместно с красавицей — осенью прощаемся с последними теплыми днями, навевающими грустную боль в […]...
- Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»; Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Так в жизни есть мгновения…» Не секрет, что с возрастом люди начинают ценить самые светлые и счастливые мгновения своей жизни, придавая им особое значение. Правда, для многих эти удивительные минуты радости и покоя остаются в прошлом, поэтому приходится жить лишь воспоминаниями. Федору Тютчеву в этом отношении повезло гораздо больше, так как уже в зрелом возрасте он влюбился в юную Елену […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «В разлуке есть высокое значенье…» Поэтическая миниатюра, датированная августом 1851 г., адресована Эрнестине Федоровне, второй супруге автора. Охлаждение в семейных отношениях было вызвано известием о новом романе Тютчева. Проблематика стихотворения сложна: она располагается на стыке любовной и философской тем, и пограничная позиция допускает двойственные трактовки короткого текста. Подобная противоречивость отчасти объясняется авторской интерпретацией понятия. В переписке поэта сохранились свидетельства двоякого […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Потоксгустился и тускнеет…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1830-е годы. В 1836 году оно впервые было напечатано в пушкинском «Современнике». Мы можем отнести его к философской лирике. Жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. В нем присутствуют элементы пейзажа. Произведение делится на две […]...
- Пример сочинения: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный Пример сочинениятический материал, «втиснутый» в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом. В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа Стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром. Федор Иванович […]...
- Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Тютчева Ф. И Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени сизые смесились» является тема единения человека и его божественного разума с миром природы. Поэт описывает ночные раздумья лирического героя, его невыразимую тоску. Единственным выходом из мучительного одиночества для души человеческой становится попытка слиться с окружающим миром. Внешне спокойная ночная атмосфера и глубочайшая внутренняя тоска лирического героя словно стремятся друг […]...
- «Полдень» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник». Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена […]...
- Анализ стихотворения Есть имена и есть такие даты А. Т. Твардовский — стихотворение «Есть имена и есть такие даты…». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими героями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что […]...
- Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская беседа». Стихотворение относится к философской лирике, жанр его — лирическая медитация с элементами философского размышления. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свое мироощущение поэта-романтика, противопоставляя жизнь материальную […]...
- Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора… (Бунин И. А.) Сюжет стихотворения И. А. Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные скитания в поисках «очага». Произведение двусмысленно и содержит в себе как личную, так и общественную драму. Уход из семейного «гнезда» обусловлен взрослением молодого человека: он […]...
- Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева «Фонтан» (1836). Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло выражение в этом стихотворении философского характера. Произведение имеет двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Летний вечер В лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание очередного великого произведения. От волнений души, переживаний поэта тянется нить к созданию целостного образа природы и человека, наделенного качествами живого существа. Именно такое необыкновенное слияние […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович […]...
- Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны. В глубине души он понимал, что, возможно, расстается с Россией навсегда, и очень скоро это предположение подтвердилось. Однако с первых […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист» Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева. Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это […]...
- Анализ стихотворения «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» Тютчева Ф. И Небольшая поэтическая зарисовка «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица «о» с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- Стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Одной из главных тем лирики Ф. И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было написано 22 августа 1857 года по дороге в Москву, из своего родового имения Овстуг. Перед нами удивительно красивая пейзажная […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Весна» Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения. Примером этому является произведение «Весна», написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Сияет солнце, воды блещут Федор Иванович Тютчев — замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце…» — пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться, что акцент сделан на описании окружающего мира, а не на отношениях. Природе здесь действительно уделяется много внимания, выраженного в метафорах («купаясь в небе голубом». «любовью воздух растворен») и в олицетворениях. Олицетворений […]...
- «Природа — сфинкс» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Природа — сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость — всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную Философскую проблему […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» Небольшая поэтическая зарисовка «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица «о» с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Какое дикое ущелье!…» Горы — один из важнейших образов в пейзажной лирике Тютчева. Они занимают ключевое место в ряде стихотворений. В их числе — «Альпы», » Хоть я и свил гнездо в долине…», «Утро в горах». По мнению литературоведа Пумпянского, горные пейзажи позволяют наиболее ярко раскрыть идею двоемирия природы, продемонстрировать соотнесенность сфер. В лирике горы принято изображать в […]...
- «Фонтан» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Фонтан», написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы. Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы […]...
- «Последняя любовь» анализ стихотворения Тютчева Любовь — непредсказуемое чувство. Она может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, то поэт ждет эмоционального отклика от читателя, надеется, что каждый, прочитавший стихотворение, сможет воскликнуть: […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Природа — сфинкс. И тем она верней Написанное на закате жизни четверостишие, наполнено глубоким философским смыслом. Понимая, что его земной путь подходит к логическому концу, Тютчев оставил попытку узнать тайны мироздания. Он задумывается: возможно, никаких загадок и нет? Может быть, все предельно просто? Человек приходит в этот мир, чтобы просто пройти свой путь и выполнить свое предназначение. При этом долгие годы дипломатической […]...
- «Неохотно и несмело» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга. Основная тема стихотворения — предвкушение грозы. Гроза — одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на «ты». Известный факт творчества поэта — […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Видение» Тютчев — признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период наибольшего одиночества человека. Душа теряет память о дневном существовании и получает шанс познать хаос, прикоснуться к древним тайнам Вселенной. «Видение», датированное 1829 годом и впервые опубликованное в журнале «Галатея», — великолепный образец философской лирики Тютчева, […]...
- «Видение» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Видение», написанное в 1829 году, относится к Философской лирике Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1829 году в журнале «Галатея», а спустя 25 лет — в журнале «Современник». Стихотворение относится к «ночным» стихам Тютчева. Оно посвящено изображению огромного мира «сумеречного» состояния Вселенной. Для самого «ночного» русского поэта темное время суток всегда было соблазнительным […]...
- Анализ стихотворения Гиппиус «Так есть» Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга Дмитрия Мережковского в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника от престола, создание временного правительства, выборы в Думу — все это чета русских поэтов искренне приветствовала, не подозревая о том, каковы будут последствия столь кардинальной и безжалостной смены власти. В […]...
- «Проблеск» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Проблеск» — одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к «мюнхенскому» периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе «Урания». В 1854 году «Проблеск» был напечатан в журнале «Современник». В первом зрелом произведении Тютчева, высоко […]...
- Анализ стихотворения Евтушенко «Есть пустота от смерти чувств…» Стихотворение «Есть пустота от смерти чувств…» написано в 1960 году — в разгар так называемой «хрущевской оттепели», на пике славы Евтушенко и других поэтов-«шестидесятников». Главная тема текста — душевная опустошенность, которая порой настигает каждого человека. Поэт разделяет ее в произведении на два вида. Первый — порождение «смерти чувств» и потери жизненных ориентиров. В такие моменты […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Полдень Анализ содержания стихотворения Ф.И. Тютчева «Полдень». Ф.И. Тютчев — поэт-философ, который отразил в своем творчестве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что все сущее на Земле и в Космосе управляется мощной созидательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармонично выстроенная. Тема стихотворения — изображение южного пейзажа […]...