“Полдень” анализ стихотворения Тютчева



Стихотворение “Полдень”, написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале “Современник”.

Стихотворение “Полдень” входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь “жаркой дремоте”.

Композиционно

стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы “лениво”: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана.

Тютчев спокойно вносит

древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием Олицетворения (“полдень дышит”, “река лениво катится”), а также с помощью Метафоры (“полдень дышит”) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано Четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания “Полдня” перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью Выразительных средств : Метафоры (“дышит полдень”), сравнения (“И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет”), Эпитетов (“полдень мглистый”, “тверди пламенной и чистой”, “дремота жаркая”), Инверсии (“катится река”, “тают облака”, “дышит полдень”), Анафоры (“Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река”).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет “лениво” раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: “лениво тают облака”, “лениво дышит полдень”, “лениво катится река”.

Эпитет “полдень мглистый” поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено Глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).

Стихотворение “Полдень”, подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Полдень” анализ стихотворения Тютчева