Анализ стихотворения Тютчева “Видение”

Тютчев – признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период наибольшего одиночества человека.

Душа теряет память о дневном существовании и получает шанс познать хаос, прикоснуться к древним тайнам Вселенной.

“Видение”, датированное 1829 годом и впервые опубликованное в журнале “Галатея”, – великолепный образец философской лирики Тютчева, в котором важнейшую роль играет как раз образ ночи. В определенный ее час у человека есть возможность стать обладателем абсолютного знания. Впрочем, шанс этот использовать практически нереально, в чем и проявляется трагедийность ситуации.

Беспамятство “давит сушу”, словно могучий титан Атлас. Победить его не помогают даже пророческие сны, посланные музами. В понимании Тютчева беспамятство становится настоящей трагедией человечества.

Творческие сны позволяют поэту ощутить желание попытаться решить эту проблему. О том, что столкнуться с сокровенной сущностью древнего хаоса, можно исключительно ночью, Федор Иванович писал не только в “Видении”. Подобные мысли встречаются и в других его произведениях, относящихся к “ночной” лирике.

В частности, речь идет о стихотворениях ” Бессонница”, “О чем ты воешь, ветр ночной?..”.

Один из ключевых образов всего творчества Тютчева, в том числе и “Видения”, – образ хаоса. По мнению поэта и переводчика Льва Озерова, хаос у Федора Ивановича – “неотвязное ощущение”, “постоянная мысль”, “сгусток образной энергии”. Его восприятие рождается из древнегреческих мифов. Соответственно, хаос у Тютчева – изначальная стихия бытия, пробуждающаяся ночью.

Он уничтожает гармонию, нарушает тишину, спустившуюся на землю.

О близости Федора Ивановича к античной культуре свидетельствует и лексика, употребленная в “Видении”. Интерес к Древней Греции у Тютчева возник еще в детстве, благодаря Семену Раичу – наставнику юного поэта, занимавшемуся переводами античной лирики. В стихотворении “Видение” упоминается Атлас (более распространенный вариант – Атлант) – титан, который держит на плечах небо. В предпоследней строке появляются музы – девять богинь, дочерей Зевса, живущих на Парнасе и покровительствующих искусствам и наукам.

Косвенный признак Древней Греции – колесница. Хотя ей активно пользовались и другие народы, в массовом сознании она больше всего ассоциируется именно с греками. Вспомнить хотя бы гонки на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр.



Анализ стихотворения Тютчева “Видение”