Анализ стихотворения Есенина “Зеленая прическа”

Стихотворение “Зеленая прическа” принято датировать августом 1918 года. Есенин посвятил его Лидии Ивановне Кашиной (1886-1937). Она владела имением в Константинове – родном селе поэта.

Согласно воспоминаниям сестры Сергея Александровича, поместье отличалось красотой, хотя и было небогатым и относительно маленьким. Его центр – двухэтажный дом из камня – утопал в зелени. На участке росли фруктовые сады, липовые аллеи.

Деревенским детишкам имение казалось поистине сказочным. Есенин познакомился с Кашиной до Октябрьской революции.

Летом 1917-го он устроил вместе с детьми Лидии Ивановны домашний спектакль, что позволило ему впоследствии чаще бывать в имении.

Мать поэта отношениями с барыней была недовольна. В 1918-19 гг. Кашина находилась в Москве.

Известно, что Сергей Александрович посещал ее дом, расположенный в Скатертном переулке.

В стихотворении “Зеленая прическа” Есенин использует прием одухотворения природы, широко распространенный в русском фольклоре. В лирике поэта он встречается достаточно часто. Дело в том, что Сергею Александровичу было сложно представить человека вне растительного мира – это одна из характерных

особенностей его творческого мироощущения.

С помощью вышеназванного приема Есенин добивался сразу двух целей: демонстрировал внутренний мир героя и помогал читателям почувствовать природную красоту, разнообразие ее проявлений. В “Зеленой прическе” поэт несколько отходит от традиций русского народного творчества. Он так сильно очеловечивает мир природы, что одновременно дает два описания – речь идет и о березке, и о девушке. Последние три строфы – монолог дерева.

Лирический герой стихотворения слышит рассказ о том, как ночью с березкой расстался пастух, попрощавшись с ней “до новых журавлей”. В произведении показано предосеннее, но еще зеленое молодое деревце. Оно настолько уподоблено юной представительнице прекрасного пола, что перед читателями раскрывается вся гамма чувств, связанных с разлукой влюбленных.

Рассматриваемый текст полностью строится на принципе “двойного видения”. Столь сильное одухотворение природы больше характерно для поздней лирики Есенина. Например, подобный прием можно встретить в стихотворениях “Клен ты мой опавший, клен заледенелый…” и “Слышишь – мчатся сани, слышишь – сани мчатся…”.

Произведение “Зеленая прическа” было положено на музыку. Самый известный вариант принадлежит композитору Тихону Николаевичу Хренникову (1913-2007).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Есенина “Зеленая прическа”