Анализ стихотворения Есенина “За горами, за желтыми долами…”



Анна Алексеевна Сардановская – пожалуй, первая истинная любовь Есенина. Девушка приходилась родственницей Ивану Яковлевичу Смирнову – священнику села Константиново. Его дом на некоторое время стал вторым для будущего поэта. Кстати, именно Смирнов уговорил членов семьи Сергея Александровича отправить мальчика в приходскую школу, расположенную в Спас-Клепиках.

В гостях у священника часто собиралась талантливая молодежь – устраивались показы спектаклей, читались стихотворения, звучали песни под гитару. Каждое лето к нему приезжала

Анна Алексеевна вместе с матерью, сестрой и братом. В сердце Есенина черноглазая красавица царствовала непродолжительное время.

Тем не менее, она сумела оставить след и в жизни, и в творчестве Сергея Александровича. Вероятно, образ ее нашел отражение в автобиографической поэме “Анна Снегина”, созданной в 1925 году.

1916 годом датируется стихотворение “За горами, за желтыми долами…”. При первой публикации в петроградском “Ежемесячном журнале” оно сопровождалось посвящением – “Анне Сардановской”. В произведении любовное чувство лирического героя дано на фоне красот его родного края. С удивительной

нежностью описывается сельская местность – тропа деревень, протянувшаяся за горами, за желтыми долами, обвитый крапивой плетень, церковные главы, зеленая ширь.

Возлюбленная героя – бедная странница, которая каждый вечер ходит на поклон к кресту. Есенин рисует образ скромной, религиозной девушки. В любви лирического героя к ней нет ничего пошлого, земного, обыденного.

Зато есть тоска по тому, чему не суждено было случиться, по роману, которого на самом деле не произошло. Финал стихотворения кажется пророческим. В последних двух строках герой просит “бедную странницу” помолиться за его погибшую душу – здесь Есенин словно предсказывает собственное самоубийство, которое случится только через девять лет.

Несмотря на мрачное окончание произведения, оно пробуждает в читателях светлые чувства. Происходит это не в последнюю очередь благодаря чудесным средствам художественной выразительности – “журавлиная тоска”, “синь затуманится”, “повиснет заря”, “звенит придорожными травами от озер водяной ветерок”. Также важную роль играют активное использование религиозной лексики ближе к финалу текста и соотнесение небесного и земного, характерное для всего стихотворения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Есенина “За горами, за желтыми долами…”