Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Осень”
Унылая пора! очей очарованье!
А. С. Пушкин. Осень
Умение показать красоту окружающего мира, передать читателю “очарованье”, охватывающее душу, отличает произведения Александра Сергеевича Пушкина, написанные в жанре пейзажной лирики.
Ни для кого не секрет, что любимой порой Пушкина была осень, и ей поэт посвятил немало строк. В своем сочинении я хочу рассказать о моем любимом стихотворении А. С. Пушкина “Осень”.
“Что за пора – осень?” – спросите вы. Дождь, слякоть, холод – вот такие ассоциации вызывает у нас
Прочитаем вот эти строки о весне:
…я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…
И о лете:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи,
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь…
Процитированные выше строки говорят об отношении поэта к весне и лету – отношении без любви и без восторга.
Просвет в душе поэта, прилив положительных эмоций, заряд бодрости и вдохновенья появляются, когда Пушкин говорит о своей любимице
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно
………………………………………
Из годовых времен я рад лишь ей одной.
В ней много доброго…
Эта любовь поэта к осени доказывает умение найти и увидеть в природе то, чего не могут увидеть другие.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится…
Внимательный читатель сразу заметит, что в этих строках чувствуется особое отношение поэта к осени, как к любимой. Удивительной любовью, восхищением, даже восторгом, наполнена каждая строка, создающая образ осени. Одно только совершенно необыкновенное обращение: “Унылая пора! очей очарованье!”, – построенное на приеме антитезы, дает глубокое, правдивое представление об этом времени года.
Осень – это время, когда все живое засыпает, чтобы проснуться обновленным Теплые, душевные слова нашел А. С. Пушкин, чтобы описать осень с ее осенней пышностью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечного обновления жизни. Поэтому в стихотворении нет мотива печали, утраты – наоборот:
…легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…
Полезный русский холод пробуждает любовь к жизни, поэт ощущает прилив творческих сил:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Какой эмоциональный подъем чувствуется в этих строках, сколько энергии и возвышенных чувств передается в наши души вместе с ними:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Здесь не только изумительное олицетворение, но и образное сравнение творческого процесса с дремлющим, неподвижным кораблем, который вдруг ожил:
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Как мало нужно, чтобы стронуть корабль с места. Подует ветер, и он уже в пути. Так и осень для Александра Сергеевича Пушкина является своеобразным толчком, ветром, при дуновении которого возникает поэтическое вдохновение.