Анализ романа Отцы и дети (Тургенев И. С.)



Тургенев назвал свой роман “Отцы и дети”, обозначив конфликт двух поколений. Если внимательно присмотреться к происходящему в романе, то вряд ли можно согласиться с автором: спор шел не между поколениями, а сословиями. В романе Гончарова противостояли две силы – уходящего с исторической сцены дворянства и нового, делового, активного сословия предпринимателей Обломовых и Штольцев.

Здесь, в романе Тургенева, такое же противостояние между дворянством и новой, деловой, прагматичной разночинной интеллигенцией.

Выразителем взглядов

этой группы является Базаров.

Конфликт приведет в конце концов к дуэли, на которую Базаров согласился неохотно, с великим презрением относясь к амбициям дворянина.

Кирсановы-братья идеалисты, романтики, какими их считает Базаров. Они толкуют о красоте, об идеалах. Все это отрицает Базаров.

Так родилось словечко “нигилизм” (от лат. nihil – ничего). Выйдя из-под пера Тургенева, оно пошло потом гулять по свету, а в России стало кличкой для молодых протестантов, эмансипированных девиц с папиросой во рту, молодых нечесаных парней из студенческой среды.

Базаров отвергает поэзию Пушкина, называя

ее ерундой. Все вообще искусство (“Рафаэль гроша медного не стоит”). Аркадий Кирсанов, вторя своему другу, с детской решительностью и к ужасу своего отца заявляет: “Мы ломаем, потому что мы сила”.

Он, конечно, отойдет от радикализма Базарова, ведь он тоже от дворянского древа.

Тургенев – великий мастер. Чутко уловив новые веяния в жизни общества, он, изображая носителей их, нисколько не хотел утрировать. Он добрыми глазами смотрит на своего Базарова.

Пытаясь понять его, он даже одно время вел дневник, как если бы вел его сам герой романа. Мы, не соглашаясь с нигилизмом Базарова, никак не можем отказать ему в нашей симпатии. Глядя на него, мы думаем: не максимализм ли это молодости, когда хочется все переделать, сломать, построить заново.

Базаров подозревает в себе бунтующие силы. Есть ли они у него? Влюбившись в Одинцову, он так и не сумел подчинить себе ее практический, холодный ум.

Да и смерть его произошла как-то нелепо. Он никому не вредит, увлеченно занят практическими науками, возится с лягушками, экспериментирует. Если бы не случайная и роковая ошибка при анатомировании трупа, он, может быть, стал бы крупным ученым, новым Менделеевым, Пироговым, Сеченовым, Мечниковым и вернулся бы к Пушкину, Рафаэлю, которых теперь отвергает с мальчишеским задором.

Он добр, полон уважения к простым людям. Его любят окружающие. В сравнении с ним его аристократический оппонент выглядит холодным себялюбивым резонером, ведущим праздную жизнь на средства, поставляемые ему крестьянами, и демагогически рассуждающим о справедливости, добре, красоте.

Как хороши, трогательно-щемящи страницы, посвященные его престарелым родителям! Художник В. Г. Перов изобразил на полотне супружескую пару с неизбывной печалью на могиле сына.

Источник: Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ романа Отцы и дети (Тургенев И. С.)