Анализ романа Отцы и дети Тургенева И. С

Анализ романа
1. Введение.
Сложно анализировать роман Тургенева “Отцы и дети”, не зная исторической, общественно-политической ситуации, сложившейся в России к 1862 году. Русское общество находилось в крайне нестабильном положении, в ожидании реформ дворяне, разночинцы выдвигали самые разные проекты переустройства России. Многие помещики разорялись, жизнь становилась все сложнее, и постепенно вошло в моду критиковать русские порядки, что впрочем всегда было характерно для наших людей, ничего не предлагая взамен. Все слои русского

общества переживали сложно углубившийся кризис, тяжело отразилось на общественной жизни нарушение связи крестьян с землей.

Призывы к спасению России то через революцию, то через возврат к старым порядкам слышались все чаще.
После выхода романа “Отцы и дети” в свет многие общественно – политические движения нашли выражение своих идеалов в каком-то из героев этого романа. Павел Петрович Кирсанов, например, близок по своим взглядам либеральному направлению, отстаивающего идеалы достоинства и прав личности, но потерявшими связь с реальностью из-за замкнутости своих принципов. Базарова сам Тургенев

причислял к революцонерам, но слово “революционер” автор романа понимал несколько иначе, чем принято сейчас. Сам Тургенев не признавал полное разрушение и хаос, насилие как черты революции.

Революцией мог быть и переворот в мышлении людей, ряд кардинальных рефор, изменяющих общество. В Базарове Тургенев видит главную недостающую современным ему людям черту личности – жажду практического действия, способность к действию.
2. Комментарии.
Вы можете соглашаться с мнением автора о своем романе или оспаривать точку зрения Тургенева. В любом случае использование приведенных ниже цитат в сочинении или устном ответе поможет вам аргументировать свои мысли с опорой на фактический материал. Основным предметом споров вокруг романа было разное восприятие образа Базарова читателями: одни считали его передовым, умным, деятельным человеком, за которым будущее; другие види-ли в Базарове карикатуру на современную молодежь.
3. Из написанного Тургеневым о своем романе.
“Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей.” (О Базарове)
“… как вы это не видите! Это тоже представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек, наших дворянок.” ( “… если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не достиг своей цели”. (Оромане)
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего, – мне мечтался какой-то странный pendant (французк. “соответствие”) с Пугачевым и т. д.” (О Базарове)
“…при сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему “влеченье, род недуга”… ” (О Базарове)
“Базаров – это мое любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски, Базаров – этот умница, этот герой – карикатура?!? … Я давно уже с презрением отношусь к этой клевете; не ожидал я, что мне придется возобновить в себе это чувство, читая Ваше письмо…” (О Базарове)
“Не удивляюсь, впрочем, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал.” (О Базарове)
“… в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма”. (Об истории создания романа)
“…Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона – не из нелепого желания оскорбить молодое поколение (!!!), а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем, доктором Д., и подобными ему лицами.” (О Базарове)
“…за исключением воззрений (Базарова) на художества, я разделяю почти все его убеждения.” (О Базарове)
“Ни отцы, ни дети”, – сказала мне одна остроумная дама по прочтении моей книги, – вот настоящее заглавие Вашей повести – и Вы сами нигилист”. (Оромане)

“У меня, по поводу “Отцов и детей”, составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов. Сопоставление их не лишено некоторого интереса. В то время как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии, извещают меня, что с “хохотом презрения сжигают мои фотографические карточки”, – другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве пред самым этим молодым поколением.” (О романе)
4. Критики о романе и его героях.
“Б. смотрит на людей сверху вниз и даже редко дает себе труд скрывать свои полупрезрительные и полупокровительственные отношения к тем, которые его ненавидят, и к тем, которые слушаются. Он никого не любит. Он считает совершенно излишним стеснять свою особу в чем бы то ни было. В его цинизме две стороны – внутренняя и внешняя, цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений.” (Писарев о Базарове)
“…у Печориных есть воля без знания, у Базаровых – и знание и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое”. (Писарев о героях романа)
“Я признаюсь откровенно: мне лично это метанье камнями в своих предшественников противно.” (FepifeH о романе)
“…Базаров последовательно требует от людей, сдавленных всем на свете, оскорбленных, измученных, лишенных и сна и возможности наяву делать что-нибудь, чтоб они не говорили о боли, – это сильно сбивается на аракчеевщину”. (Герцен о романе)
“Базаров выбил из своей головы всякие предрассудки, затем он остался человеком крайне необразованным. Он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомым предметом. Эта заносчивость свойственна нам вообще, она имеет свои хорошие стороны, как умственная смелость, но зато порой приводит к грубым ошибкам”. (Писарев о Базарове)
“Наука спасла бы Базарова, он перестал бы глядеть на людей свысока, с глубоким и нескрываемым презрением. Наука учит нас больше, чем еванглие, смирению. Она не может ни на что глядеть свысока, она не знает, что такое свысока, она ничего не презирает, никогда не лжет для роли и ничего не скрывает из кокетства. Она останавливается перед фактами, как исследователь, иногда как врач, никогда как палач, еще меньше – с враждебностью и иронией…” (Герцен о романе)
5. Д. Н. Овсянико-Куликовский о романе Тургенева.
“При первом же появлении Базарова читателю невольно навязывается мысль, что это любимец автора и человек необыкновенный. Его наружность тщательно описана… В отношениях Базарова к Павлу Петровичу и Аркадию… Тургенев как бы нарочно желал показать превосходство своего героя, значительность и своеобразность его душевного содержания, выставляя на вид его спокойствие, уважение к самому себе и сам невольно любуясь им.”

“Базаров – каким мы его знаем на всем протяжении романа – это натура глубоко правдивая: все его поступки, все его слова, серьезные или шутливые, – одинаково являются подлинным выражением его личности. Он никогда не симулирует, не прикидывается, даже не в силах одеть маску и изобразить то, чего не чувствует.”
“Этот человек, столь симпатичный Тургеневу, изображенный с такой любовью, почти пристрастной, представляет собой натуру прямо противоположную натуре самого Тургенева. Базаров, как известно, человек необычайно сильной воли, железного характера. С этой стороны он служит настоящим контрастом Тургеневу…

В “молодом провинциальном враче” Тургенев прозревал присутствие какой-то необыкновенной силы, быть может, – недоброй, но действующей обаятельно на такие натуры, как тургеневская. В основе этой силы лежала необычайная крепость воли, как задерживающей, так и деятельной.”
“Базаров не принадлежал, однако, к числу фанатиков идеи, – в нем нет и тени фанатического, не критического отношения к своим воззрениям, направлению, делу. Если бы таковое у него было… он не был бы так безоружен в борьбе со страстью к Одинцовой и с тем вместе не придавал бы, конечно, такой важности, такого трагического значения… влюбленности. Что именно, какое сокровище оберегает в себе Базаров, борясь со своим чувством к Одинцовой?
За ответами ходить не далеко. Во всем, что мы знаем о Базарове, на всем протяжении романа отчетливо сказывается одна капитальная черта, придающая особую значительность и высокий интерес к фигуре героя и в тоже время чрезвычайно важная для правильного понимания той любви, которую питал Тургенев к этому своему “детищу”. Базаров – человек внутренно свободный…

Тургенев и Базаров сходятся – в способности к внутренней свободе. Последняя и есть то сокровище, которое так ревниво оберегает Базаров и ради которого он так возмущается против чувства к Одинцовой.”
“Это человек (Базаров), который имеет много шансов стать внутренно свободным, но по молодости лет, по недостатку жизненного опыта он далеко еще не осуществил этой свободы и не оправдал своих прав на нее. Видно только, что, не умри Базаров так рано, он сумел бы их оправдать.”
6. Другие критики.
В “Отцах и детях” Тургенев поднимает вечную проблему конфликта поколений, когда старшее поколение, не понимая, что жизнь изменилась, продолжает жить на своих принципах и прошлых заслугах, даже не подозревая о том, что их образ жизни безнадежно устарел. Молодое поколение (Базаров) пытается резкой критикой, протестом, своими делами изменить ход времени, изменить хоть что-нибудь в мире, который рушится в пропасть, спасти этот мир.
Переход от одной эпохи к другой обязательно сопровождается появлением таких людей как Базаров. Базаровы сообщают обществу, что настал новый день, жить по-старому смешно, а по-новому – еще не ясно как. Базаров должен был погибнуть, так как его желание переустроить мир опередило возможности общества к изменению.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ романа Отцы и дети Тургенева И. С