ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” (вариант 2)

В романе “Евгений Онегин” А. С. Пуш-
кина наиболее полно представлены два
женских образа – Татьяны и Ольги Лари-
ных, которые соответствуют двум женским
типам.
Татьяна – старшая дочь провинциаль-
ного дворянина – с детства отличалась
мечтательностью, серьезностью, замкнутос-
тью и склонностью к размышлениям. Ее ни-
когда не интересовали детские шалости и
забавы, куклы, игры в горелки, разговоры
о моде, а “страшные рассказы зимою в тем-
ноте ночей пленяли больше сердце ей”. Вы-
росшая

на лоне природы и в гармонии с ней,
девушка “любила на балконе предупреж-
дать зари восход”, любила слушать пение
253
деревенских девушек, верила в гадания на
Рождество.
Татьяну нельзя назвать красавицей:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Но в ней было то, чего нельзя было не за-
метить и тем более не оценить: ум и духов-
ное богатство, которые освещали внешний
облик девушки; в ней чувствовалась лич-
ность, мучительно
и неутомимо ищущая свое
место в жизни.
Считавший книги “пустой игрушкой”
отец Татьяны, которого автор с иронией на-
зывает “добрый малый в прошедшем веке
запоздалый”, никогда не интересовался чте-
нием дочери и “не заботился о том, какой
у дочки тайный том дремал до утра под по-
душкой”. И, предоставленная самой себе, Та-
тьяна рано увлеклась романами, герои кото-
рых пленяли сердце девушки, заставляли его
биться сильнее. Молодые люди, которых Та-
тьяна часто видела у себя в доме, не были
похожи на романтических героев: больше
всего их интересовал быт, а в женщине они
ценили внешнюю красоту. И потому Онегин,
впервые посетивший своих соседей по поме-
стью, нашел, что Татьяна “грустна и молча-
лива, как Светлана”. Зато она уже в вечер
знакомства с Онегиным, благодаря проница-
тельности своей натуры, поняла и никогда
больше потом не сомневалась, что он – кра-
сивый, умный, так непохожий на других, от-
решенный от суеты, – он и есть ее герой.
Заледеневшее от ожиданий сердце растая-
ло – Татьяна влюбилась.
Любовь открывает нам новые черты Та-
тьяны: благородство, верность, постоянство,
открытость, нежность… Не привыкшая кокет-
ничать и заигрывать, задыхающаяся от любви
и сгорающая от стыда, Татьяна открывается
в письме Онегину. Поразительно трогательно
передана поэтом глубина переживаний де-
вушки, впечатляет ее уверенность в силе
своих чувств:
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой…
После объяснения, когда главный герой
отказывался от Татьяны, по его словам, ей
же во благо, девушка нашла в себе силы не
уронить своего достоинства, не плакала,
не умоляла ответить на любовь, отчаянному
крику сердца не дала вырваться наружу. Но
словам, сказанным в письме: “Нет, никому на
свете не отдала бы сердца я!”, – Татьяна ос-
талась верна. В этом мы убеждаемся, когда
героиня говорит Онегину на последнем сви-
дании: “Я вас люблю (к чему лукавить?)”,
Цельную натуру Татьяны не смогло изме-
нить ни высокое положение в обществе, ни
богатство князя. Светскую жизнь, к которой
так стремились многие, она называет “посты-
лой жизни мишура” и признается, что гото-
ва отдать
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За нагие бедное жилище…
Татьяна, с детства впитавшая устои на-
родной морали, не способна предать челове-
ка, который верит ей и любит ее. Долг, честь,
добродетель для нее выше личного счастья.
“Но я другому отдана; я буду век ему вер-
на”, – был ее ответ Онегину.
Полной противоположностью Татьяны
является ее младшая сестра. Ольга – писа-
ная красавица, со всеми традиционными ат-
рибутами:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
Внутренний мир Ольги уютен и бесконф-
ликтен: она “всегда скромна, всегда послуш-
на, всегда как утро весела, Как жизнь поэта
простодушна…”. Кажется, она совершенство,
в нее невозможно не влюбиться. Говоря о
портрете Ольги, Пушкин признается, что
“прежде сам его любил”, но тут же добавля-
ет: “Но надоел он мне безмерно”.
Что не дает автору влюбляться в таких,
казалось бы, идеальных женщин, как Ольга?
На этот вопрос он отвечает устами Онегина,
который, едва узнав Ольгу, сразу отметил ее
главный недостаток:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точъ-в-точъ в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Ольга бедна духовно. В ней нет гармонии
между внешностью и внутренним миром. Ее
привлекательность не освещается светом ду-
ши. У Ольги нет принципов, в силу своей ду-
ховной ограниченности она не способна на
сильные чувства, как ее сестра, которая, од-
нажды полюбив, осталась верна своей любви.
После смерти Ленского Ольга не долго пла-
кала, грустила, вскоре она увлеклась другим
молодым человеком, уланом:
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах,
Если Татьяна Ларина воплотила в себе
пушкинский идеал женской красоты: умная,
кроткая, благородная, духовно богатая нату-
ра, – то в образе Ольги он показал другой
тип женщин, встречающийся довольно часто:
красивые, беззаботные, кокетливые, но ду-
ховно ограниченные и не способные на силь-
ные, глубокие чувства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” (вариант 2)