Метафора

Метафора (от греч. metaphora “перенос”) – перенос именования с одних предметов или явлений на другие на основе их сходства. Это может быть сходство формы (яблоко “фрукт” -> глазное яблоко), размера (пожарная каланча -> каланча “очень высокий человек”), функций (дворник “человек, поддерживающий чистоту на улице, во дворе” -> дворник “устройство для вытирания стекла в автомобиле”), качеств (осел “животное” -> осел “глупый или упрямый человек”), положения в пространстве или во времени (морское дно -> глазное дно), цвета

(белок яйца -> белок глаза), оценки (низкий рост -> низкий поступок) и т. п.

Уже в работах Аристотеля было сформулировано понимание мета­форы как свернутого сравнения. При этом сравнение может высветить любое, в том числе и преходящее, и даже сиюминутное сходство, а язы­ковая метафора выявляет какое-то устойчивое подобие одного объекта другому. Довольно часто физические признаки предмета переносятся на человека (тупой, мягкий, жесткий, глубокий) и наоборот – каче­ства и действия, свойственные людям или животным, приписываются явлениям природы и неодушевленным объектам (плакали [наши] де­нежки, воет ветер,

сомнение грызет [душу], время бежит); признаки предмета преобразуются в признаки абстрактного понятия и наоборот (острый ум, острая обида).

Помимо общеязыковых метафор, зафиксированных в толковых словарях русского языка, могут встречаться и поэтические метафоры (тропы, или фигуры речи): например, ситец неба, половодье чувств, пламень уст (С. А. Есенин), флейта водосточных труб, глаза газет, пожар сердца (В. В. Маяковский), сова благоразумья, ослы терпенья, слоны раздумья (В.

С. Соловьев).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Метафора