Зарубежная литература XX века
Западноевропейская и американская литературы в течение первой половины ХХ века развивались под знаком двух мировых войн, связанного с ними кризиса культуры и моральных устоев западного общества. Предчувствие кризиса появилось уже в конце XIX века, который принято считать золотым веком литературы. О ней сигнализировали деградация буржуазного идеала, замена просветительской концепции культуры концепцией предпринимательской.
На рубеже ХІХ-ХХ вв. в художественное писательство входит новый персонаж — «антигерой», филистер, лишенный
Шоу, американского писателя Т. Драйзера, французского романиста Г. Роллана, немецкого — Т. Манна и многих других. «Антигерою» противостоят мечтатели: художник — художник, музыкант, скульптор, писатель; просто «маленький человек», способен воспринимать мир утонченно-болезненно, сквозь призму самоанализа, который в основном делает его жертвой сильной, жестокой и беспринципной личности диктатора. Эта тема волновала Ф. Кафку, Г. Ибсена,
Достоевский). И если Бога нет, кто-то должен занять его место. На место Бога Ф. Ницше пытается поставить Человека, способного взять на себя все проблемы человечества, — Сверхчеловека.
В условиях советского тоталитаризма на протяжении многих десятилетий в литературоведении господствовал взгляд, согласно которому в мировом художественном писательстве наиболее важными и знаковыми были художники, которые разделяли социалистические убеждения или, по крайней мере, симпатизировали идеалам социализма, поддерживали коммунистическое движение. В последние годы на постсоветском пространстве превалирует диаметрально противоположная тенденция: наибольшую популярность имеют «антисоветские» писатели, авторы антисоциалистического толка.
Настоящие произведения искусства, в т. ч. и литературы, никогда не вкладывались в политико-идеологические категории. Литература обращена к человеку, в определенной степени и до вселенского бытия в его целостности. Воспринимать творчество «отцов модернизма» в зарубежной литературе — Н. Пруста, Д. Джойса или Ф. Кафки в рамках политико-идеологических категорий — значит, потерять самое существенное в ее произведениях.
В таком случае стоит оперировать «вечными» категориями — Любви и Ненависти, Добра и Зла, Правды и Лжи и тому подобное.
Вместо искусства, реалистично воспроизводили действительность, в начале ХХ века появилось искусство, которое изучало и воспевало исключительно внутренний мир художника, его Я, которое становилось центром художественной вселенной.
В конце ХІХ — начале ХХ века. на Западе сформировалось новое направление в искусстве и литературе — Модернизм.