Повести Панаева (“Онагр” и “Актеон”) (Литература XIX века)

Иван Иванович Панаев (годы жизни 1812 – 1862) появился на свет в дворянской семье, близкой к миру литературы (был внучатым племянником Г. Р. Державина), закончил Благородный пансион, находящийся при Петербургском университете, после чего служил в “Журнале Министерства народного просвещения”, с 1847 г. совместно с Н. А. Некрасовым взял в аренду журнал “Современник”, став затем его официальным редактором.

В 1830-е годы Панаев много сил отдает сочинению “светских повестей” (“Спальня светской женщины”, “Она будет счастлива”,

“Сумерки у камина” и др.), в сюжетах которых фигурируют обычные мотивы этого рода литературы – быт, составленный изощренными развлечениями, противостояние поэта и светской черни, интриги, губящие живые естественные человеческие порывы и искренние чувства и т.

П. В начале 40-х годов он создает повести “Онагр” (1841) и “Актеон” (1842). Экзотическое название первой повести обусловлено тем, что, как иронически пишет Панаев, кроме светских львов бывают еще онагры – “царьки среднего общества”. В духе “светских повестей” в произведении подробно живописаны многочисленные легкомысленные

увеселения онагра Петра Александрыча.

В конце концов он со все тем же легкомыслием женится на Оле, дочери полковника, причем против ее воли (она выходит замуж по приказу отца). В следующей повести “Актеон” он едет с женой в деревню. Тут автор вдруг начинает во всех подробностях “натурально” обрисовывать деревенский быт и характерные для него коллизии, а также нравы помещичьего дворянства, явно стремясь подобной экзотикой впечатлить читателя.

В “светские” сюжеты Панаевым привносятся, в духе времени, мотивы социального неравенства и семейного неравенства женщины (в соответствии с обычным развитием сюжетов о женской эмансипации жена Онагра, выйдя за него, тут же начинает чахнуть, однако в деревне встречает домашнего учителя, свою старую петербургскую романтическую привязанность, и в округе расползаются слухи об их связи – но он уезжает в Италию, а она умирает). Обличительные нотки, однако, действительно выглядят несколько вымученными при внимательном наблюдении линии Онагра – Актеона, являющего собой образ совсем не злого, хотя и недалекого жизнерадостного шалопая, волокиты и картежника, по характеру своему не способного на какие-либо домостроевские строгости или крепостнические зверства. После смерти жены приятель его разоряет, и Актеон женится “на своей горничной Агашке”, оставшись помещиком пятидесяти душ.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Повести Панаева (“Онагр” и “Актеон”) (Литература XIX века)