Характер и судьба И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

Я старался показать в «Обломове», как

И отчего у нас люди превращаются прежде

Времени в «кисель» — климат, среда…

Дремотная жизнь и еще частные,

Индивидуальные у каждого обстоятельства.

И. А. Гончаров

Началось с неумения надевать чулки,

А кончилось неумением жить.

И. А. Гончаров

Первое мая 1843 года. Петербург. В квартире на Гороховой улице лежит на диване Илья Ильич Обломов. Молодой (ему 32-33 года) человек испытывает чувство «мирной радости» при мысли о том, что не надо идти на службу, беспокоиться,

хлопотать о чем-то, «что есть простор его чувствам, воображению».

Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень. Правда, дальше мечтаний (даже таких!) дело не идет: Обломов не только сам не трудится, но и презирает людей, занимающихся трудом. «Я барин и делать ничего не умею», — гордо заявляет он. Службу Илья Ильич оставил, хозяйством заниматься не хочет и не умеет, живет на деньги, присылаемые из имения (сколько пришлют, он никогда не знает).

В портрете Ильи Ильича автор подчеркивает

мягкость, доброе выражение лица, приветливый взгляд, «вольно порхающую» по лицу мысль.

Человек этот чем-то даже симпатичен. Он укоряет себя, задает себе вопрос: «Отчего я такой?» В самом деле, отчего? Родился таким? Кто дал возможность ему бездельничать?

Ведь он еще молод, полон сил. Но суета большого города не для него. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана.

Тихая, спокойная жизнь в имении, «полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений» — вот обломовский идеал.

Путь к этому «идеалу» начался в Обломовке. В главе «Сон Обломова» Гончаров рисует Илюшу семилетним ребенком, рассказывает о его воспитании, об обстановке, в которой рос мальчик, о среде, формировавшей его характер. В детстве Илюша был подвижным и любознательным, но ему и словом, и личным примером внушали, что самому делать ничего не надо, для этого есть Ваньки, Васьки, Захарки.

К обучению сына его родители тоже относились своеобразно, полагая, что учиться следует слегка, «не до изнурения души и тела». Становясь старше, мальчик понял, что так и легче гораздо, научился сам покрикивать на слуг и увиливать от учебы. Такое воспитание подавляло в ребенке все хорошее и развивало все дурное.

И окружающая обстановка этому способствовала: никто ничего не делал, хозяйство разваливалось; обильная еда и сон, «подобие смерти», — вот круг интересов обломовцев. Любознательность Илюши удовлетворялась сказками няни, которые так на него действовали, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Он, уже взрослый человек, грустил, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илюша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой улице. Оттуда, из Обломовки, его апатия, лень, безволие. Влияние на Илюшу Обломовки было таким сильным и глубоким, что ни в студенческие годы, ни после его уже нельзя было искоренить.

Посеешь характер — пожнешь судьбу… Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними (благо, обломовских денег хватало на барскую жизнь, а чего еще человеку надо?). Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова.

Однажды он отправил деловое письмо вместо Астрахани в Архангельск и, напуганный этим, подал в отставку. «Так кончилась и потом уже не возобновлялась его государственная деятельность», — иронически замечает автор.

Обломов отгородился от мира, распрощался с «толпой друзей», все реже стал выходить из дома, как будто прирос к своему дивану (диван, халат и туфли становятся символом сибаритства барина). Иногда ему хочется стать другим, покончить с ленью, он даже (в мечтах, конечно!) составляет планы переустройства имения, решает бороться со злом, но только изменит позу и продолжает обдумывать, «не щадя сил», — вот и вся работа.

Даже такое нехитрое дело, как переезд на новую квартиру, представляется ему неразрешимой проблемой и тяжким жизненным испытанием. «Трогает жизнь, везде достает», — жалуется Обломов. Друг детства, настойчивый, энергичный Штольц пытается пробудить его от летаргического сна — напрасно!

Когда в жизнь Ильи Ильича вошла умная, деятельная, романтичная Ольга Ильинская, в нем вспыхнула надежда на возрождение. Полюбив Ольгу, Обломов на какое-то время преобразился. Он рано встает, тщательно одевается («халата не видать на нем»), вместе с Ольгой посещает театры, музеи, даже взбирается на холмы, начинает вести переговоры о строительстве нового дома в Обломовке.

Но даже ради любимой девушки Илья Ильич не смог преодолеть рокового влияния обломовщины. Его по-прежнему тянет к дивану. Он хочет, чтобы любовь не нарушала привычного образа жизни. «Жалкое состояние нравственного рабства» (Добролюбов) побеждает, и Обломов отказывается от Ольги, от надежд, от любви, находит утешение и новую Обломовку, женившись на доброй, безответной, умеющей преданно любить, но совершенно неразвитой Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Барство и лень, привитые с детства, сформировали безвольный, нежизнеспособный характер, определили трагическую судьбу неплохого человека, рожденного, может быть, для иной участи.

Писатель очень убедительно показывает драму Ильи Ильича, его постепенную гибель, причина которой — губительное влияние феодально-крепостнической системы, породившей обломовщину.

Гончаровская критика, проникнутая сочувствием отдельному человеку, но беспощадная по отношению к крепостнической системе, оказывает очень сильное воздействие. Недаром впечатление от романа было «огромно и единодушно», как с удовлетворением отмечал И. А. Гончаров.


Характер и судьба И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)