Как сочетаются в характере Ильи Ильича Обломова “нравственное, рабство” и “голубиная нежность”? (По роману И. А. Гончарова “Обломов”)

1. Обломов – один из самых поэтичных образов.
2. Особенности идейного изображения характера героя.
3. Образ Обломова как отображение русского национального характера.
4. Отношение к герою.
Роман “Обломов” И. А. Гончарова, входящий в трилогию так называемых три “О” – “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”, на мой взгляд, самое яркое произведение писателя.

Более того, образ Ильи Ильича Обломова – один из самых поэтичных, трогательных и трагичных в русской литературе, несмотря на юмористичность в его изображении. Эта поэтичность образа главного героя очень ярко передана в экранизации романа “Обломов” известного режиссера Н. С. Михалкова. Ему очень точно удалось передать обстановку Обломовки и ее обитателей.

Ведь когда появился роман, критики демократического направления подчеркивали приспособленческий характер образа жизни Обломова. Несомненно, эта мысль заложена автором, но смысл романа “Обломов” и образа главного героя гораздо глубже. И. А. Гончаров не только стремился в чистом виде показать одну из отрицательных черт натуры русского человека.

Он хотел показать и то положительное начало, которое в нем все-таки еще есть и которое утрачивается безвозвратно. А именно: лиричность и величавость красоту русской природы, которая благотворно влияет на человека, дает ему душевную красоту, степенность, доброту, светлый взгляд на мир.
В романе очень подробно повествуется о том, как рос Илюша дома в Обломовке, в какой нежной, доброй, но совершенно тепличной и изолированной обстановке. Можно было бы сказать, что это и есть “нравственное болото”, но при этом оно чрезвычайно опоэтизировано, в этих описаниях – тоска по сказочному существованию, по тому спокойному размеренному деревенскому укладу, где люди предоставлены самим себе, они не следуют принципу “и жить торопится, и чувствовать спешит”, потому и сохраняют цельность натуры, духовное и душевное равновесие. Оборотная сторона этого – замкнутость, апатия, лень и, как следствие, деградация личности.

Причем, атмосфера Обломовки действует не только на Илью Ильича, которого воспитывают, как барчука, но и на его слугу Захара, который, впрочем, ведет себя часто не как слуга, а как хозяин и беспрестанно спорит с Обломовым.

Главное в Обломовке не воспитание трудолюбия, самостоятельности. Здесь живут другие ценности – хозяева с обеда идущего дня определяют, что готовить на обед и ужин завтра, вдоволь спят, когда захочется. В нескольких предложениях Гончаров описывает эту картину: “Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти.

Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады”.

Такое отношение к жизни остается у Обломова и в дальнейшем – праздность, покой и мечта. Его жизненный идеал выражается в простой формуле: “спит безмятежно человек”. Преобладающее настроение в его мыслях: “вот хорошо бы было, если…”.

Невозможность соединить два противоположных начала – деловую хватку, рациональность мышления – с тонкой душевной организацией. В этом Гончаров как художник и мыслитель видит драму героя. В романе звучит тоска по необретенному идеалу и немой вопрос, почему нравственно чистые, искренние люди с доброй открытой душой и сердцем прозябают и не могут найти свое место в жизни.

Обломов добр, совестлив, чистосердечен, искренен. Он обладает, по мнению писателя, самым ценным, что есть у человека, что “дороже всякого ума”, чистым, верным, умеющим чувствовать и любить сердцем. Как светло автор говорит о нем: “Душа так открыто и ясно светилась в глазах, улыбке, движении головы, рук его”. Но при этом лежание на диване заменило ему все стремления к совершенствованию, движению вперед.

Его объедают, разоряют крепостные, а он все терпит безмолвно.

В чем смысл жизни Обломова? Гончаров так отвечает в романе на этот вопрос: герой “тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу”.

У Н. В. Гоголя в “Мертвых душах” есть такая фраза – “…нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут”.

Другую крайность в романе олицетворяет собой приятель Обломова – Штольц. И не случайно, автор делает его по крови частично немцем. Как сам признавался Гончаров, именно в Штольце он стремился соединить российскую мечтательность и цельность с немецким трудолюбием, расчетливостью, порядком пунктуальностью. Но, несмотря на всю его энергию и деловитость, не получилось из Штольца положительного героя.

В Штольце ум преобладает над сердцем. Он человек дела, но цель его деятельности – стремление к личному комфорту и благополучию. Для героев русской литературы это слишком мелкие стремления.
На большее, великое, с его душевным потенциалом был бы способен Илья Ильич как истинно русский характер, но он уже не может справиться с собой. При этом Обломов все понимает, страдает, мучается оттого, что в нем “закрыто, как в могиле, светлое и доброе начало”.
Кто-то из великих сказал: “любовь и голод правят миром”. Так и Илья Ильич получает шанс начать новую жизнь с Ольгой Ильинской, которая увлекается его искренностью и чистотой, видит в нем все положительные стороны, которые ей импонируют. Но даже любовь – одно из самых сильных чувств – выводит его из пассивного состояния лишь на время.

Н. А. Добролюбов, называя Обломова “коренным народным нашим типом”, отмечал: “Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовольствие не от собственных усилий, а от других, – развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу…

Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, кто из них более подчиняется власти другого…”.

Как писатель-демократ Добролюбов делает упор на осуждении “нравственного рабства” героя. На мой взгляд, автор и осуждает героя, и сочувствует ему. Поэтому в своем романе Гончарову удается удивительным образом соединить юмор, лирику и грусть.

Подводя итог вышеперечисленным размышлениям и отвечая на вопрос, как сочетаются в характере Ильи Ильича Обломова “нравственное рабство” и “голубиная нежность”, нужно отметить, что и то, и другое не мешают друг другу уживаться в характере Ильи Ильича. Напротив, человек добрый, душевный, с нежной душой более склонен к рефлексии, размышлениям, а значит, менее деловит. Напротив, человек, который “делает дело”, часто резок, поверхностен, равнодушен и менее думает о нравственной стороне своей натуры.
Как отмечали многие русские философы и писатели, вот именно в таком отсутствии гармонии отражается русский национальный характер, получивший свое воплощение в образе Обломова. Не случайно слова Н. А. Добролюбова, вынесены в эпиграф к сочинению: “мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас”.

Они свидетельствуют о том, что И. А. Гончарову удалось очень точно подметить и описать эту черту нашего национального характера, в той или иной степени присущую каждому русскому человеку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Как сочетаются в характере Ильи Ильича Обломова “нравственное, рабство” и “голубиная нежность”? (По роману И. А. Гончарова “Обломов”)