Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”)

Обломов и Штольц – главные герои романа И. А. Гончарова – люди одного класса, общества, времени, они друзья. Казалось бы, сформированные в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. На самом деле эти герои – антиподы.

Кто же он, Штольц, которого не устраивает образ жизни Обломова и который пытается изменить его?
Отец Андрея, немец по происхождению, был управляющим в богатом имении, а мать – обедневшая русская дворянка, служила когда-то гувернанткой в богатых домах. Поэтому Штольц, получив немецкое воспитание,

обладал большой практической смекалкой и трудолюбием, а от матери унаследовал любовь к музыке, поэзии, литературе. Все дни в семье проходили в работе. Когда Андрей подрос, отец стал брать его в поле, на базар.

Мальчик отлично учился, отец обучал его наукам, немецкому языку и сделал репетитором в своем маленьком пансионе, положив даже жалованье. Довольно рано отец начал отправлять сына в город с поручениями, “и никогда не случалось, чтобы он забывал что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах”. Отец научил его рассчитывать в первую очередь на себя, объяснил, что в жизни главное – деньги, строгость и аккуратность.

/> Труд для Штольца стал не просто частью жизни, но удовольствием. К тридцати годам он, чрезвычайно целеустремленный и волевой человек, вышел в отставку, нажил дом и состояние. Штольц постоянно чем-то занят: много работает, путешествует. “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. В некотором роде идеальный герой.

Вот только “мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе”. Штольц “не болел душой, не терялся никогда в сложных, Трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним как к бывшим знакомым, как будто жил вторично, проходил знакомые места”. И еще одно – Штольц все время спокоен, он доволен своей жизнью.
Любой человек обычно ярко проявляется в любви. Штольца любовь едва потревожила. Он и здесь действует рационально, “влюбляя” в себя Ольгу. Семейная жизнь Андрея и Ольги, правильная и скучная, не вызывает при чтении никаких эмоций.

Сам писатель как бы заскучал от жизни этой образцовой буржуазной семьи. И хотя оба героя старательно занимают себя различной практической деятельностью, путешествиями, чтением и обсуждением книг, музицированием, их жизнь, надо признать, приобретает краски лишь тогда, когда соприкасается с жизнью Обломова.
Почему же Штольцу не удалось изменить образ жизни своего друга и антипода Обломова? И кто он, устоявший перед напором Штольца? Русский барин, которому в момент нашего с ним знакомства около тридцати двух-трех лет, “приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Инертность, апатия, боязнь всякой деятельности – вот результат воспитания, когда мальчика растят, как “экзотический цветок в теплице”, не позволяют шага сделать самостоятельно, изнеживают и балуют сверх всякой меры.

Ученье вызывает у него тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при любом удобном случае.
Любимое времяпрепровождение повзрослевшего Обломова-лежание на диване в пустых мечтаниях и сладкий сон. Жизнь для безвольного Ильи Ильича разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. Служба была ему неприятна, и он очень быстро ушел в отставку. Он может себе это позволить: в его распоряжении кроме слуги Захара еще 350 душ крепостных, которые работают на него.

И если дела в имении идут плохо, то только из-за нежелания и неумения Обломова управлять поместьем. Он мучается от сознания того, что у него нет силы и воли, но сам не может, да и не очень-то стремится, сдвинуться с места и просит своего деятельного друга детства Штольца помочь ему: “Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь”.
Вытащив однажды Обломова в свет, Штольц слышит от друга: “Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?” Эти слова непосредственно касаются и Штольца.

Его способность быть везде – это уже почти нечеловеческая способность. Он “выучил Европу, как свое имение”, изъездил Россию “вдоль и поперек”. Круг его знакомых пестр: тут какие-то бароны, князья, банкиры, золотопромышленники.

Все предприимчивые люди, которые целью своей жизни считают “дело”.
Что делать в этой компании Обломову? Что он для Штольца: дань детской дружбе, или какая-то отдушина, или просто объект для выслушивания его нравоучений? И то, и другое, и третье.

Человек ленивый, но умный, Обломов вовсе не желает становиться таким, как Штольц.
Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, а уезжая за границу, “завещал Обломова ей, просил приглядеть за ним, мешать ему сидеть дома”. Так в жизнь Ильи Ильича Обломова входит Ольга. Не красавица, “но если бы ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии”.

В ней есть ум и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. И Обломов, увидев в ней отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую, воспринял Ольгу как воплощение мечты.
Что же привлекает Ольгу в Обломове? Она видит в нем отсутствие цинизма, способность к сомнению и сочувствию. Она ценит его ум, простоту, доверчивость, отсутствие тех светских условностей, которые чужды и ей.

Ольге хочется помочь этому болезненно неспособному к действию человеку. Она мечтает, что “укажет ему цель, заставит полюбить все то, что он разлюбил…”. Ей нравится сознавать себя в роли “просветительницы”: ведь она, женщина, руководит мужчиной! Любовь станет для нее долгом.

Полюбить, чтобы перевоспитать, “из идейных соображений” – такого в русской литературе еще не было. Влюбленность Ольги своеобразный эксперимент.
Такова в своей любви Ольга Ильинская, а что же Обломов? Чем дальше развиваются отношения молодых людей, тем искреннее становится он. Меняется сам образ его жизни: он с удовольствием ходит в гости к Ильинским, завороженно слушает пение Ольги, много и подолгу гуляет, он не ужинает и забыл о послеобеденном сне.

Ему стыдно перед самим собой за то, что он не читает, – он берется за книги. Обломов вдруг осознает ненужность, бесцельность своего существования.
Как со всяким влюбленным, с ним постоянно образ любимой. “А Обломов, лишь проснется утром, первый образ в воображении – образ Ольги, во весь рост, с веткой сирени в руках. Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал – она тут, тут”. Он следил теперь за своей одеждой.

Беззаботность покинула его в тот момент, когда она первый раз для него пела. “Он уже жил не прежней жизнью…” Он делает вывод: “Любовь – претрудная школа жизни”.
Но молодым людям не суждено быть счастливыми, потому что Ольга любит Обломова не такого, какой он есть, а такого, каким хочет его сделать. Мучительно расставание героев. Почему не сложились их отношения?

Потому что оба ждут друг от друга невозможного. Так что и этот подход Штольца к Обломову оказался недейственным.
Известно, что Гончаров несколько раз определял жанр своего романа как сказку. Если “Обломов” – большая сказка, то ядром ее надо считать “Сон Обломова” – образный и смысловой ключ к пониманию характера героя, изображенного Гончаровым, рассказ о детстве героя в сказочно-реальной Обломовке.
По степени своей закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает и приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Нам почти некого вспомнить, разве что забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за оборотня.

Явление этого чужака настолько сильно потрясло даже взросдых обломовцев, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем.
Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть ее пределы – действие для ее обитателей еще более невозможное. Куда? Зачем?

Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочны: “слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак – и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”.
Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Гончаров описывает, как сладко обломовцы умеют спать: спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве. Даже воздух спит, ибо “висит без движения”, даже солнце погружено в дремоту, потому что “стоит неподвижно”. “Это был какой-то всепоглощающий, непобедимый сон, истинное подобие смерти”.

Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка – мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь – приготовление и поглощение пищи.

Не случайно писатель воспроизводит картину поедания огромного пирога, которое длится пять дней.
Таково это “сонное царство”, где почти никто не работает и не умирает, где не бывает потрясений, где “грозы не страшны”, а “звезды дружески мигают с небес”, где никто не желает быть пробужденным для иной, пусть даже прекрасной жизни.
Чтобы подчеркнуть впечатление сказочности созданного им мира, писатель вводит в “Сон Обломова” образ няни, которая зимними вечерами нашептывает Илюше сказки о “спящих царевнах”, окаменелых городах и людях, о Емеле-дураке и богатыре Илье Муромце. Этот Емеля – своеобразный прообраз Обломова в романе. В известной народной сказке добрая волшебница, являющаяся в виде щуки, избирает себе любимца, которого все обижают, тихого, безобидного лентяя, и одаривает его ни с того ни с сего.

А он кушает, наряжается в готовое платье и женится на какой-нибудь красавице.
В жизни Обломова сказка и реальность как бы перемешаются. Его будут дурачить и морочить все кому не лень, а напоследок судьба пошлет ему в жены Агафью Матвеевну – новую сказочную красавицу, готовую все делать для него и за него.
Глава “Сон Обломова” по сути своей убеждает нас в том, что сном была вся жизнь героя, завершившаяся сном вечным. “Однажды утром Лгафья Матвеевна принесла было ему, по обыкновению, кофе и – застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна…”
Так что, как реальность не может победить сказку, так и Штольцу оказалось не по силам изменить образ жизни Обломова. Тем более какому Штольцу, каким он вышел у Гончарова. Все же, надо признать, Штольц получился у автора романа малореальным образом благородного друга и удачливого дельца, характер которого оказался не прописанным до конца, ибо прописать его до конца значило бы – разоблачить, что не входило в намерения писателя.

Ведь основная тема романа – обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя при отсутствии труда и практической деятельности.
Вот почему произведение Гончарова, признавали современники, показав типичный для крепостничества характер обломовщины, смогло нанести удар по “лишним людям” – людям слова, а не дела. Перевоспитание же Обломова, изменение его образа жизни не входили в планы писателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”)