Образ и характер характеристика Обломова по роману Обломов (Гончаров И. А.)

Герой романа Илья Ильич Обломов – человек замечательно добрый, мягкий и нежный. Все его прекрасные стороны можно охарактеризовать одним выражением: он обладает прекрасным сердцем. Это выражается в его постоянном благодушии, сочувственном отношении к чужому горю, прямоте и нравственной чистоте.

Штольц так отзывается о нем: “Не обольстит его никакая нарядная ложь и ничто не совлечет на фальшивый путь.

Пусть волнуется около него океан грязи, зла, пусть мир весь отравится ядом и пойдет навыворот – никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Узнав раз, его разлюбить нельзя”.

И действительно, его любят все окружающие его люди – и Штольц, и Ольга, и Захар, и жена его, и Алексеев. Эта чуткость по отношению ко всякой фальши заставляет его отрицательно относиться к светскому обществу. В бытность в университете Обломов увлекается поэзией, мечтами о подвигах на поприще науки.

Такими привлекательными чертами обрисован в романе Обломов как человек. С другой стороны, это человек, вечно лежащий на диване и вечно пребывающий в какой-то ленивой апатии. Для объяснения таких странных черт и наклонностей в этом человеке нужно разобраться в его воспитании и во всех условиях его существования. Сам автор дал нам ключ к этому в отрывке “Сон Обломова”, где описано детство героя, описана вся система его воспитания, под влиянием которого Обломов вырос таким изнеженным, ленивым барином.

Автор показывает героя еще маленьким ребенком в его родной Обломовке; все в нем выказывает живую, впечатлительную и пытливую натуру; он резв и шаловлив; няня не может никак справиться с ним – обуть, одеть его, умыть. Ему неинтересно сидеть дома, он рвется на воздух, где все залито летним солнцем, где его взор и ум находят столько любопытного; его тянет то в овраг, то на ветхую галерею, окружающую дом, то в сеновал, то на скотный двор. Все его интересует – в его уме все возбуждает вопросы: “Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло?”, спрашивает он в задумчивости няню.

Все в этом чутком, впечатлительном мальчике говорит в пользу развития из него, при соответствующих условиях воспитания, человека с богатой духовной организацией, из ряду вон выходящего. Но этого благоприятного воспитания, которое способствовало бы развитию в лучшую сторону его природных задатков, и не оказалось в его детстве. Он вырос барином в полном смысле этого слова.

С самого детства его баловала мать, не знавшая предела своей неразумной любви к нему; с другой стороны, с детства ему внушали, что он дворянин, что у него имеются “триста пятьдесят Захаров”, назначение которых – обеспечивать его положение; его удаляли от всякого труда, внушали ему, что трудиться – это дело черни, дело холопское. Все это способствовало развитию в нем отрицательных сторон, гасило стремление к самостоятельности, инициативе и деятельности.

Он жил вдали от действительной жизни, незнакомый с ней. Его сознательно отдаляли от нее, заменяя ее рассказами о стране, в которой нет ни печали, ни труда, где все веселится и гуляет.

Маленький Илья подрастает, и его отдают, наконец, в школу к немцу Штольцу; это делается не из убеждения в необходимости учения, а скорее по моде – ведь отдают другие своих детей, да ученье, кроме того, имеет в практической жизни важное значение

– более образованным людям отдают предпочтение на службе и т. д.

Однако и в пору учения его балуют. Учение в уме его родителей не представляет собой чего-либо важного, к чему нужно относиться серьезно; мать всеми силами следит за тем, чтобы ее сынок не слишком утруждал себя науками и при всяком удобном случае оставляет его дома по целым неделям: подходит ли родительская неделя, или большой праздник через несколько дней, этого достаточно, чтобы молодой Обломов оставался дома. В школе для него также нет никаких особенных трудностей: все наиболее трудные работы исполняет за него его товарищ, Штольц. Таким образом, и школьная жизнь не могла дать ему ничего нового.

Такова была жизнь Обломова в родительском доме.

Затем он поступает в университет. Университет дал ему, правда, знания, но он только обратил его память в склад сведений по разным отраслям науки – цифр, лиц, событий. Он поселил даже в нем желание трудиться, но не указал, как приложить свои знания к действительной жизни.

Это послужило отчасти причиной того, что Обломов при первом выступлении в практической жизни потерпел неудачу. Неподготовленность к деятельности, непривычка, даже неспособность, привитые ему барским воспитанием, отразились тут. Он выходит после неудачной службы в отставку и, будучи обеспечен трудом “трехсот пятидесяти Захаров”, постепенно привыкает к нечегонеделанию и впадает в то состояние апатии, в котором предстает перед нами в начале книги. Правда, он порывается иногда к делу, хочет совладать со своей ленью, но не может; он сам чувствует, что его давит старина, от которой он не может оторваться: “Часто он плакал холодными слезами безнадежности по светлому, навсегда угаснувшему идеалу жизни, как плачут по дорогом усопшем”.

Однако вырваться из этого застоя он не в состоянии. Под влиянием чувства любви, благодаря стараниям Ольги, он начинает как будто оживать, но под конец убеждается, что и эта последняя попытка бесполезна. После этого он еще глубже погружается в сферу застоя, апатии и прирастает больным местом к яме, в которой и погибает.

Его сгубила “обломовщина” – дореформенный строй с его барством, живущим за счет труда своих крепостных.

Н. Дюнькин, А. Новиков

Источники:

    Пишем сочинения по роману И. А. Гончарова “Обломов”. – М.: Грамотей, 2005.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образ и характер характеристика Обломова по роману Обломов (Гончаров И. А.)