Вопросы и ответы к “Повести временных лет”
Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе?
Жанр летописи – вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были погодные (по годам) записи или сборник различных произведений как общерусских, так и местных. Слово лето (год) определяло следование записей.
Записав события одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. Так в руках потомков оказывалась последовательная картина событий жизни. “Повесть временных лет” – общерусская летопись.
Как создавалась летопись?
Монах-летописец
Безымянные летописцы помогают нам представить прошлое: в летописи включены и жизнеописания святых, и тексты договоров, и поучения. Летописный свод превращался в своеобразный учебник мудрости.
Особое место в русских летописях занимает “Повесть временных лет”, созданная в 10-е годы XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
О чем рассказывает “Повесть временных лет”?
Нестор так определил свои задачи: “…откуда
История княжения всех властителей содержит и описание событий, и оценку их поступков.
Перескажите отрывок из летописи от лица князя Олега.
В учебнике-хрестоматии есть рассказ о смерти князя Олега от своего коня. Пересказать его целиком от лица князя нельзя, но до того места, где он погибает от укуса змеи – можно.
“Я долгие годы жил в мире со своими соседями, и долгие годы любимый конь носил меня по дорогам моей Родины. Но однажды волхвы предсказали мне смерть от этого коня, и я решил с ним расстаться. Я сожалел, что больше никогда не сяду на него и даже не увижу его больше.
Когда после долгого похода я вернулся домой и узнал, что конь мой давно умер, то посмеялся над словами кудесника. Затем я решил увидеть кости коня”. На этом можно закончить свой рассказ, поскольку от лица Олега его дальше продолжать нельзя – мы знаем, что князь погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его коня.
Что может привлечь современного читателя в летописном повествовании?
Летопись привлекает читателей совершенством своей формы, которая доносит до нас манеру повествования далекой эпохи, но еще в большей степени тем, что сообщает нам о событиях далекого времени, о людях и их поступках.
- Сказание о походе князя Олега на Царьград в “Повести временных лет” Виданное ли дело – корабли на колесах, идущие с попутным ветром под парусами со стороны поля к городу? Такие корабли перемещали люди великого русского князя Олега в 907 году к Царьграду. (Царьград – древнерусское название Константинополя). Князь Олег не случайно переместил корабли с моря на сушу. Это была его тактика. Именно с суши ему легче […]...
- О “Повести временных лет” В древнерусской литературе летописание занимает центральное место. Развивалось оно в течение восьми веков, с XI по XVIII век. Летописцы ни имели обычая указывать свои имена. В основном летописанием занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец […]...
- Доклад на тему “Повесть временных лет” Повесть временных лет Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля “Повесть временных лет” – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее […]...
- Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина и эпизода “Смерть Олега” в “Повести временных лет” Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А С Пушкина и эпизода Повести временных лет “Смерти Олега”. Оба произведения построены на одинаковом сюжете: предсказание жреца, расставание Олега с конем, встреча на могиле через 4 года, смерть Олега. Однако описаны они по-разному, и читателем воспринимаются как две противоположности. В Повести временных лет (далее ПВЛ) – перечисление фактов, […]...
- Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – баллада. Баллада – лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым […]...
- “Повесть временных лет” – древнейшая летопись нашего народа На уроке литературы я познакомился с “Повестью временных лет” – величественным произведением о прошлом нашего народа времен Киевской Руси. Читая фрагменты из этой летописи, я невольно представлял себе Нестора-Летописца, который создавал это произведение, склонившись над бумагой, озаренный светом свечки… События, изображенные в летописи, произошли очень давно, возможно, поэтому они обвиты такой загадочностью и воспринимаются нами […]...
- Анализ “Повести временных лет” 1) История создания “Повести временных лет”. “Повесть временных лет” – одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В летописи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Особенность “Повести временных лет” — поэтичность, автор мастерски владел слогом, в тексте используются […]...
- Вопросы и ответы к повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Как удается Ю. Н. Тынянову погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей Петровской эпохи? Создавая историческую повесть, Тынянов обращается к конкретным фактам прошедшей эпохи, активно и точно использует исторические документы и при этом умело воссоздает атмосферу далекого времени, широко используя те реалии, которые могут помочь читателю воочию представить жизнь при Петре I. Так, и описание исторических […]...
- Повесть временных лет летопись (Литература XI-XII веков) Та же “Повесть временных лет”, которая сохранила нам многие местные легенды, свидетельствует и о других формах устной исторической памяти. Внимательный анализ киевского летописания показывает, что многие записи сделаны в нем на основании рассказов двух лиц: Вышаты Остромирича и его сына Яня Вышатича, участие которого в летописании прямо отмечено под 1106 годом; под этим годом составитель […]...
- Что такое “Повесть временных лет”? ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ-один из первых и древнейший из дошедших до нас русских летописных сводов. Название его дано по первым словам Лаврентьевского списка летописи: “Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская зем(л)я, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть”. ПВЛ создана в самом нач. XII в., как полагают большинство исследователей, […]...
- “Повесть временных лет” – выдающийся памятник древнерусской литературы Один из памятников древнерусской литературы “Повесть временных лет” охватывает период русской истории с начала IX века до 1097 года. Первые слова этого произведения: “Вот повести временных лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля”. “Повесть…” – обширная летопись, рассказывающая о возникновении и становлении русского государства. Территория, где […]...
- Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода” Прочтите предисловие к повести. Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина? В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя? Автор характеризует повесть от имени издателя, выступающего вдумчивым и объективным читателем. Характеризуя изданную им повесть, издатель указывает, что ее “старинный автор” – знатный новгородский гражданин, […]...
- Вопросы и ответы к повести И. С. Тургенева “Первая любовь” Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог. Как каждая из этих составных частей общей структуры “работает” на то, чтобы читатель С вниманием и интересом читал повесть? Глава I – экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его занятиях, в главах II, III, IV […]...
- Вопросы и ответы к повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” Как описывает Пушкин жизнь станционного смотрителя, его радости и горести? А. С. Пушкин рассказывает о станционном смотрителе Самсоне Вырине с большим сочувствием, подчеркивая бесправное положение этого “мученика XIV класса”. Никто еще не писал так о “маленьком человеке”, униженном своим положением, зависящем от настроения проезжающих, от обстоятельств, над которыми он не властен. Единственная радость – дочь […]...
- Вопросы и ответы к повести М. А. Алданова “Чертов мост” Составьте план главы I (четвертая часть), которую можно озаглавить “Ночь перед боем”. Ночь перед боем Генерал Жюбер накануне битвы при Нови. План сражения, разработанный Жюбером. Появление Суворова (Суварова, как говорили французы) на поле предстоящего боя. Военный совет Жюбера перед сражением. Мысли Жюбера о своей судьбе и предчувствие гибели. Какие приемы для подготовки своей армии к […]...
- Вопросы и ответы к XIV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о житии Александра Невского” Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра? Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает “жизнь”) назывались произведения, рассказывающие о святых – […]...
- Вопросы и ответы к повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения? Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями – запорожскими казаками, которые в XVI-XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов – польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным […]...
- Вопросы и ответы к повести Л. Н. Толстого “Юность” В каждой из частей автобиографической трилогии Льва Толстого есть глава, которая названа так же, как и сама повесть. В “Детстве” это глава XV, в “Отрочестве” – XIX, в “Юности” – глава XXXII. Можете ли вы решить, зачем автору нужны такие специальные главы? После того как вы подумаете об этом, перечитайте XXXII главу из “Юности”. Были […]...
- Вопросы и ответы к VIII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В главе VII Маша обращается к отцу за благословением – “бледная и трепещущая”, а в главе VIII в разгромленной комнате Маши из-за шкафа выбирается Палаша, тоже “бледная и трепещущая”. Как объяснить такое повторение эпитетов? Такое повторение эпитетов помогает передать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости. Бедные девушки были потрясены и не могли […]...
- Вопросы и ответы к I главе повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Что мы узнаем из первой главы о том “бранном, трудном времени”, когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опираясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи. События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело […]...
- Вопросы и ответы к 4, 5 главам повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча “глаза покраснели, стали волчьи, злые от […]...
- Вопросы и ответы к четырнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Как вы объясните вспышку ненависти и возмущения Николеньки? Почему Володя с ужасом и удивлением смотрит на его выходки? Сам автор пишет о своих отроческих годах, вполне понимая причины, которые вызвали его нелепые и грубые поступки. Он пишет, что они совершались: “Под влиянием… внутреннего волнения и отсутствия размышления…” Вспышка ненависти и возмущения затмила разум. Он не […]...
- Вопросы и ответы к девятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства? Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. […]...
- Вопросы и ответы к повести Гарина-Михайловского “Детство Темы” Кто помог Теме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло? Одноклассник Иванов очень быстро заинтересовал Тему своими увлекательными пересказами книг, о которых тот даже не слышал. Это увлечение и заставило Тему начать читать книги, что очень скоро стало для него одним из любимых занятий. Он читал Гоголя, Майн Рида и Вагнера. Теперь детского писателя […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о разорении Рязани Батыем” Каким чувством проникнуто повествование? Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу? Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на […]...
- Вопросы и ответы к сказочной повести А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Почему Экзюпери “Маленький принц” называют философской сказкой? В сказке есть глубокий подтекст, который заставляет воспринимать прочитанное не как сказку, а как размышление о реальной жизни и отношении человека к ней. Что такое аллегория? Это иносказательное изображение предметов, понятий. Например, Маленький принц олицетворяет безграничное детство, чистоту души. Почему действие сказки происходит в пустыне? Из текста следует, […]...
- Вопросы и ответы к двенадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Какое задание дал отец Николеньке? Отец послал Николеньку в свой кабинет, чтобы тот достал там конфеты, которые он хотел подарить имениннице. Почему и это задание обернулось для него неудачей? На этот раз Николеньку подвело праздное любопытство: он решил проверить, от чего самый маленький ключик, висевший на связке ключей. Он точно определил, что ключик от портфеля, […]...
- Вопросы и ответы к повести С. Т. Аксакова “Детские годы Багрова-внука” В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его произведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и заданиями, которые вы выполняли в прошлом году? Каковы ваши выводы? Имя С. Т. Аксакова в учебнике-хрестоматии 5 класса, в частности, упоминалось в связи со сказками “Тысяча […]...
- Вопросы и ответы к повести В. Г. Распутина “Деньги для Марии” Почему Мария согласилась работать продавщицей, хотя у нее не было опыта, необходимых знаний? Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из которых была ее природная доброта и понимание необходимости выручить односельчан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария поработает продавцом временно, пока в декрете побудет Надя Воронцова, а когда та […]...
- Вопросы и ответы к пятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку? Главным в этом описании было “воспоминание о несчастии, постигшем” Николеньку: он “снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха”. Особенно пугала Николеньку неизвестность. В чем герой искал причины всеобщей ненависти к себе, которая, как ему казалось, была очевидна? Николенька считал, […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о жизни” К. Г. Паустовского Как произошла встреча рассказчика с гардемарином? Расскажите близко к тексту весь эпизод и найдите в тексте слова, подчеркивающие доброжелательность гардемарина, который и заметил, и понял, и поддержал увлечение подростка морем. Проследим за тем, как рассказчик увидел своего героя: “По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на […]...
- Вопросы и ответы к повести М. Горького “Мои университеты” Каким вы представляете себе автора повести – Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие? Максим Горький – литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Его как писателя мы называем Горький. Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла […]...
- Вопросы и ответы к V главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Почему глава названа “Любовь”? Название главы определяют не только события, которые происходят после дуэли. Мы видим, что в крепости завязываются новые отношения и возникают неожиданные проблемы. Так, твердая решимость Петра Гринева жениться на Маше Мироновой вызывает активный протест его отца. Положение Петруши стало сложным. “Дух мой упал”, – пишет он. Эти переживания были связаны с […]...
- Вопросы и ответы к I главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Расскажите о жизни дворянского недоросля. Вся жизнь Петруши Гринева до его военной службы описана в главе “Сержант гвардии”. В ней рассказано и то, что случилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему глава и получила такое название). Воспитывался Петруша “не по-нонешнему”: с пяти лет им занимался стремянной Савельич […]...
- Вопросы и ответы ко 2 главе повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Что интересного вы узнали для себя о кунсткамере – первом музее, созданном в России Петром I? Почему Тынянов столь подробно его описывает? Читая вторую главу, мы узнали о “немалом хозяйстве” кунсткамеры. Но прежде всего узнали о том, что это был первый музей в России, который был очень широко задуман и стремился удовлетворить самые разнообразные запросы […]...
- Вопросы и ответы ко второй главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести “Отрочество”. Глава “Гроза” описывает конец весны – начало лета. Это описание до деталей точно. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы – и краски, и запахи, и звуки: “…в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно […]...
- Вопросы и ответы к V, VI, VII главам повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Продолжите сравнительную характеристику Остапа и Андрия, отметив, как проявили себя братья в первых сражениях. Чем отличалось их поведение в бою? Остап обнаруживает “наклонности будущего вождя”, хладнокровие, уверенность, осмотрительность, изобретательность в бою. “Со временем будет добрый полковник”, – говорит о нем Тарас. Андрий же весь “погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей”. Он видит в бою […]...
- Вопросы и ответы к повести Э. Хемингуэя “Старик и море” Какие нравственные черты человека опоэтизированы Хемингуэем в повести “Старик и море”? Какова основная идея повести? В основе повести лежит авторская идея “трагического стоицизма”: перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек обязан сохранять достоинство и мужество. Поединок старика-рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, о […]...
- Вопросы и ответы к VII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, почему возникло “нетерпеливое ожидание опасности”, охватившее Петрушу? “Нетерпеливое ожидание опасности” – чувство, знакомое каждому человеку. Петрушу оно охватило более всего потому, что он жаждал хоть чем-то помочь Маше и спасти ее. “С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”. Почему гарнизону […]...