Вопросы и ответы к повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона”
Как удается Ю. Н. Тынянову погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей Петровской эпохи?
Создавая историческую повесть, Тынянов обращается к конкретным фактам прошедшей эпохи, активно и точно использует исторические документы и при этом умело воссоздает атмосферу далекого времени, широко используя те реалии, которые могут помочь читателю воочию представить жизнь при Петре I. Так, и описание исторических фактов, и включение в повествование конкретных реалий, и активное использование языка той поры помогают воссоздать эпоху.
Какие
Конечно, каждый читатель имеет своих любимцев. Но обычно называют образ Петра как живого властителя, так и восковую персону. Затем – Данилыча и Екатерину.
Их мысли и чувства, их поступки, особенно те, которые каким-то образом связаны с восковой персоной, запоминаются и волнуют читателей чаще всего.
Обратимся к словам Ю. Н. Тынянова: “…Художественная литература отличается от истории не “выдумкой”, а большим, более близким и кровным пониманием людей и событий, большим волнением о них”. Выразите свое отношение к высказыванию
Читая текст, каждый по-своему решает вопрос о том, что отличает исторический документ от художественного произведения. Повесть Тынянова дает свой ответ, рисуя ситуации и героев, которые отчетливо запечатлены и в исторических документах. Каждому очевидна искренняя взволнованность автора событиями, к которым он приобщает читателя. “Большее волнение” о своих героях можно доказать, обращаясь к любому из этих героев – от самого Петра до шестипалого монстра, мужика, который служит в кунсткамере и экспонатом, и служащим.
Каждый может выбрать любой конкретный пример.
- Вопросы и ответы ко 2 главе повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Что интересного вы узнали для себя о кунсткамере – первом музее, созданном в России Петром I? Почему Тынянов столь подробно его описывает? Читая вторую главу, мы узнали о “немалом хозяйстве” кунсткамеры. Но прежде всего узнали о том, что это был первый музей в России, который был очень широко задуман и стремился удовлетворить самые разнообразные запросы […]...
- Вопросы и ответы к 1 главе повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Что больше всего беспокоит умирающего Петра I? Умирающего Петра I более всего терзает мысль о том, что некому ему доверить свой “немалый корабль” – Россию. Он верно оценивает и силы и интересы своих близких. Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет. Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского. Каким предстает в этой […]...
- Вопросы и ответы к 4, 5 главам повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча “глаза покраснели, стали волчьи, злые от […]...
- Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. Как удается Тынянову погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей Петровской эпохи? Как удается Ю. Н. Тынянову погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей Петровской эпохи? Создавая историческую повесть, Тынянов обращается к конкретным фактам прошедшей эпохи, активно и точно использует исторические документы и при этом умело воссоздает атмосферу далекого времени, широко используя те реалии, которые могут помочь читателю воочию представить жизнь при Петре I. Так, и описание исторических […]...
- Петровское время в произведении Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” В повести “Восковая персона” Юрий Николаевич Тынянов обращается к Петровской эпохе, продолжая художественно исследовать природу и противоречия русского самодержавия. Но и тут “посредником” между Тыняновым и эпохой оказался, разумеется, Пушкин. Для великого поэта воплощением Петра, его дел и устремленности в будущее стал памятник Фальконе. Однако Пушкин строит свою поэму “Медный всадник” на антитезе, которой в […]...
- Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Вторая. Что вы можете сказать о языке текста повести? ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ ВТОРОЙ Что интересного вы узнали для себя о кунсткамере – первом музее, созданном в России Петром I? Почему Тынянов столь подробно его описывает? Читая вторую главу, мы узнали о “немалом хозяйстве” кунсткамеры. Но прежде всего узнали о том, что это был первый музей в России, который был очень широко задуман […]...
- Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Четвертая-Пятая. Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча “глаза покраснели, стали волчьи, злые от […]...
- Вопросы и ответы к повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения? Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями – запорожскими казаками, которые в XVI-XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов – польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным […]...
- Вопросы и ответы к теме “Фольклор” Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют […]...
- Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода” Прочтите предисловие к повести. Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина? В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя? Автор характеризует повесть от имени издателя, выступающего вдумчивым и объективным читателем. Характеризуя изданную им повесть, издатель указывает, что ее “старинный автор” – знатный новгородский гражданин, […]...
- Вопросы и ответы к XIV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, […]...
- Вопросы и ответы к IV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, что глава названа не “Дуэль”, а “Поединок”? Уже чтение первых глав убедило нас в том, что жизнь в Белогорской крепости течет по старинке. Поэтому и название схватки соперников естественней назвать так, как это принято на Руси. Слово дуэль, происходящее от латинского война, пришло в обиход достаточно поздно и в условиях Белогорской крепости […]...
- Вопросы и ответы к I главе повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Что мы узнаем из первой главы о том “бранном, трудном времени”, когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опираясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи. События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело […]...
- Вопросы и ответы к пятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку? Главным в этом описании было “воспоминание о несчастии, постигшем” Николеньку: он “снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха”. Особенно пугала Николеньку неизвестность. В чем герой искал причины всеобщей ненависти к себе, которая, как ему казалось, была очевидна? Николенька считал, […]...
- Вопросы и ответы к повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” Как описывает Пушкин жизнь станционного смотрителя, его радости и горести? А. С. Пушкин рассказывает о станционном смотрителе Самсоне Вырине с большим сочувствием, подчеркивая бесправное положение этого “мученика XIV класса”. Никто еще не писал так о “маленьком человеке”, униженном своим положением, зависящем от настроения проезжающих, от обстоятельств, над которыми он не властен. Единственная радость – дочь […]...
- Вопросы и ответы к повести Э. Хемингуэя “Старик и море” Какие нравственные черты человека опоэтизированы Хемингуэем в повести “Старик и море”? Какова основная идея повести? В основе повести лежит авторская идея “трагического стоицизма”: перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек обязан сохранять достоинство и мужество. Поединок старика-рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, о […]...
- Вопросы и ответы к повести М. Горького “Мои университеты” Каким вы представляете себе автора повести – Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие? Максим Горький – литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Его как писателя мы называем Горький. Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла […]...
- Вопросы и ответы к “Повести временных лет” Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе? Жанр летописи – вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были погодные (по годам) записи или сборник различных произведений как общерусских, так и местных. Слово лето (год) определяло следование записей. Записав события одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. Так в руках потомков […]...
- Вопросы и ответы к повести И. С. Тургенева “Первая любовь” Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог. Как каждая из этих составных частей общей структуры “работает” на то, чтобы читатель С вниманием и интересом читал повесть? Глава I – экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его занятиях, в главах II, III, IV […]...
- Вопросы и ответы к одиннадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Почему глава названа “Единица”? Названия глав повести “Отрочество” определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? “Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову”. Что же мог сделать учитель? “Вдруг рука его сделала […]...
- Вопросы и ответы к повести С. Т. Аксакова “Детские годы Багрова-внука” В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его произведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и заданиями, которые вы выполняли в прошлом году? Каковы ваши выводы? Имя С. Т. Аксакова в учебнике-хрестоматии 5 класса, в частности, упоминалось в связи со сказками “Тысяча […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о разорении Рязани Батыем” Каким чувством проникнуто повествование? Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу? Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на […]...
- Вопросы и ответы к V главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Почему глава названа “Любовь”? Название главы определяют не только события, которые происходят после дуэли. Мы видим, что в крепости завязываются новые отношения и возникают неожиданные проблемы. Так, твердая решимость Петра Гринева жениться на Маше Мироновой вызывает активный протест его отца. Положение Петруши стало сложным. “Дух мой упал”, – пишет он. Эти переживания были связаны с […]...
- Вопросы и ответы ко второй главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести “Отрочество”. Глава “Гроза” описывает конец весны – начало лета. Это описание до деталей точно. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы – и краски, и запахи, и звуки: “…в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно […]...
- Вопросы и ответы к шестнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Что особенно угнетало Николеньку в его наказании? Сначала Николеньку угнетало одиночество – ведь он один ночевал в чулане и с ним никто не общался, а потом то, что его заставили просить прощения у учителя, а этого он сделать не мог. Кто поддержал его успокоительной пословицей? Почему пословица стала названием главы? Успокоительную пословицу сказал слуга Николай. […]...
- Вопросы и ответы к VIII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В главе VII Маша обращается к отцу за благословением – “бледная и трепещущая”, а в главе VIII в разгромленной комнате Маши из-за шкафа выбирается Палаша, тоже “бледная и трепещущая”. Как объяснить такое повторение эпитетов? Такое повторение эпитетов помогает передать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости. Бедные девушки были потрясены и не могли […]...
- Вопросы и ответы к I главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Расскажите о жизни дворянского недоросля. Вся жизнь Петруши Гринева до его военной службы описана в главе “Сержант гвардии”. В ней рассказано и то, что случилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему глава и получила такое название). Воспитывался Петруша “не по-нонешнему”: с пяти лет им занимался стремянной Савельич […]...
- Вопросы и ответы к повести Л. Н. Толстого “Юность” В каждой из частей автобиографической трилогии Льва Толстого есть глава, которая названа так же, как и сама повесть. В “Детстве” это глава XV, в “Отрочестве” – XIX, в “Юности” – глава XXXII. Можете ли вы решить, зачем автору нужны такие специальные главы? После того как вы подумаете об этом, перечитайте XXXII главу из “Юности”. Были […]...
- Вопросы и ответы к роману “Петр I” А. Н. Толстого 1. Как эволюционировала “петровская” тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: “Наваждение”, “День Петра”, “Марта Рабе” – А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, […]...
- Вопросы и ответы к повести В. Г. Распутина “Деньги для Марии” Почему Мария согласилась работать продавщицей, хотя у нее не было опыта, необходимых знаний? Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из которых была ее природная доброта и понимание необходимости выручить односельчан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария поработает продавцом временно, пока в декрете побудет Надя Воронцова, а когда та […]...
- Вопросы и ответы к XII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Подготовьте рассказ о спасении Маши Мироновой из плена. Петр Гринев приехал с Пугачевым в Белогорскую крепость, и они сразу же подъехали к крыльцу комендантского дома. Очень скоро выяснилось, что Маша находится в этом же доме. Несмотря на попытки Швабрина не допустить к ней Гринева, их встреча состоялась, и Пугачев узнал, в каком бедственном положении находится […]...
- Вопросы и ответы к VII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, почему возникло “нетерпеливое ожидание опасности”, охватившее Петрушу? “Нетерпеливое ожидание опасности” – чувство, знакомое каждому человеку. Петрушу оно охватило более всего потому, что он жаждал хоть чем-то помочь Маше и спасти ее. “С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”. Почему гарнизону […]...
- Вопросы и ответы к повести М. А. Алданова “Чертов мост” Составьте план главы I (четвертая часть), которую можно озаглавить “Ночь перед боем”. Ночь перед боем Генерал Жюбер накануне битвы при Нови. План сражения, разработанный Жюбером. Появление Суворова (Суварова, как говорили французы) на поле предстоящего боя. Военный совет Жюбера перед сражением. Мысли Жюбера о своей судьбе и предчувствие гибели. Какие приемы для подготовки своей армии к […]...
- Вопросы и ответы к V, VI, VII главам повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Продолжите сравнительную характеристику Остапа и Андрия, отметив, как проявили себя братья в первых сражениях. Чем отличалось их поведение в бою? Остап обнаруживает “наклонности будущего вождя”, хладнокровие, уверенность, осмотрительность, изобретательность в бою. “Со временем будет добрый полковник”, – говорит о нем Тарас. Андрий же весь “погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей”. Он видит в бою […]...
- Вопросы и ответы к девятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства? Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. […]...
- Вопросы и ответы к III и IV главам повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Как описывает Гоголь нравы и обычаи Запорожской Сечи? Какие бытовые и художественные детали помогают представить жизнь и быт казаков в XVI-XVII веках? Почему такое значительное место занимает в повести изображение Сечи и ее обычаев? Подготовьте устный рассказ о Запорожской Сечи и ее обитателях. Запорожская Сечь – это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке, […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о житии Александра Невского” Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра? Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает “жизнь”) назывались произведения, рассказывающие о святых – […]...
- Вопросы и ответы к XI главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите “дворец” Пугачева. “Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе”. Можно объяснить причины, по которым […]...
- Вопросы и ответы к X главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите военный совет в Оренбурге. Напомним, что “между ими, кроме самого генерала, не было ни одного военного человека”. Военный совет, в котором военных представлял лишь один престарелый генерал, должен был решить вопрос о способе обороны Оренбурга. Обсуждались три варианта: оборонительный, наступательный и подкупательный. Выбран был способ оборонительный, который подчеркнул неспособность совета принимать разумные решения. Члены […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о жизни” К. Г. Паустовского Как произошла встреча рассказчика с гардемарином? Расскажите близко к тексту весь эпизод и найдите в тексте слова, подчеркивающие доброжелательность гардемарина, который и заметил, и понял, и поддержал увлечение подростка морем. Проследим за тем, как рассказчик увидел своего героя: “По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на […]...