Вопросы и ответы к “Повести о разорении Рязани Батыем”
Каким чувством проникнуто повествование?
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к
Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь “крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею и два тьмою”. Напомним, что тьма – это десять тысяч.
Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской
Притоптали тут всю силушку великую…
И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).
Одинаковое начало строки используется во всем тексте “Повести…”. Назовем хотя бы самые первые предложения: “И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…” И так строятся все последующие предложения: “И велел царь Батый отпустить их…” Так анафора используется в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.
Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: “Подвиг Евпатия Коловрата”, “Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец”.
Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого Сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана.
Евпатий Коловрат и Илья Муромец
План
Введение: герои фольклора и древнерусской литературы. Илья Муромец и его воинские победы. Евпатий Коловрат на поле боя.
Описание подвигов героев в фольклоре и литературе. Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.
- Повесть о разорении Рязани Батыем Повесть о разорении Рязани Батыем Каким чувством проникнуто повествование? Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу? Евпатий Коловрат и его дружина изображены […]...
- Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем (*Общие критические статьи) Рязанский князь Юрий Ингоревич, узнав о том, что на него идут полчища Батыя, предложил владимирскому князю объединиться и принять бой. Однако Юрий Всеволодович уклонился, рассудив так: лучше он сам сломит Батыя, тогда вся слава достанется ему. Получилось же иначе. Рязанский князь, лишенный поддержки, решил искать мира с Батыем и послал в его стан своего сына […]...
- Краткое содержание “Повести о разорении Рязани Батыем” Ы Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего – земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у […]...
- Цитатный план повесть о разорении рязани батыем плиииз очень надоооо 1) В лето 6745 (1237) пришел на Русскую землю безбожный царь Батый” 2) “Прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем…” 3) “Юрий Ингваревич Рязанский послал в город Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него о помощи…” 4) “Нет ему помощи от […]...
- Образ Евпатия Коловрата в “Повести о взятии Батыем Рязани” Образ Евпатия Коловрата в “Повести о взятии Батыем Рязани” Образ Евпатия Коловрата в “Повести о взятии Батыем Рязани” 1. Батыево нашествие на Рязань. Разрозненность русских князей. 2. Рязанец Евпатий Коловрат. Богатырские черты героя. 3. Битва с татарами. Падение дружины Евпатия Коловрата. 4. Возрождение испепеленной Рязани – оптимистичный конец повести. Яркое и емкое художественное воспроизведение героической […]...
- “Повесть о разорении Рязани Батыем” один из шедевров древнерусской литературы Описание нашествия Батыя на Рязань носит сюжетный характер. Читатель с напряженным вниманием следит за развитием событий. Он сопереживает трагичности происходящего и героической самоотверженности рязанцев. “Повесть” проникнута глубоким патриотизмом, и это не могло не волновать древнерусских читателей. Патриотизм “Повести” близок и понятен читателям и нового времени. Художественная сила “Повести” заключена в той искренности, с какой автор […]...
- Сочинение на тему подвиг евпатия коловрата Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. […]...
- Композиция и художественные особенности повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть состоит из четырех рассказов: 1) о приходе Батыя к границе Рязанского княжества и посольстве к нему князя Федора; 2) о битве рязанцев с Батыем; 3) о Евпатий Коловрате; 4) о возвращении князя Ингваря Ингваревича из Чернигова в Рязань, о похоронах убитых и о восстановлении им Рязанской земли. События излагаются во временной последовательности, прерываясь лишь […]...
- Характеристика Евпатия Коловрата Школьное сочинение на тему “Защита родной земли”. В 1237 году неожиданно на землю Русскую напал хан Батый. Черной тучей, круша все на своем пути, направилось несметное войско на Рязанскую землю. Запылали города, потекли реки русской крови. Взяли враги Рязань и “не оставили в граде ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную пили. […]...
- Вопросы и ответы к X главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите военный совет в Оренбурге. Напомним, что “между ими, кроме самого генерала, не было ни одного военного человека”. Военный совет, в котором военных представлял лишь один престарелый генерал, должен был решить вопрос о способе обороны Оренбурга. Обсуждались три варианта: оборонительный, наступательный и подкупательный. Выбран был способ оборонительный, который подчеркнул неспособность совета принимать разумные решения. Члены […]...
- Вопросы и ответы к повести Э. Хемингуэя “Старик и море” Какие нравственные черты человека опоэтизированы Хемингуэем в повести “Старик и море”? Какова основная идея повести? В основе повести лежит авторская идея “трагического стоицизма”: перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек обязан сохранять достоинство и мужество. Поединок старика-рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, о […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о житии Александра Невского” Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра? Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает “жизнь”) назывались произведения, рассказывающие о святых – […]...
- Вопросы и ответы к повести В. Г. Распутина “Деньги для Марии” Почему Мария согласилась работать продавщицей, хотя у нее не было опыта, необходимых знаний? Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из которых была ее природная доброта и понимание необходимости выручить односельчан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария поработает продавцом временно, пока в декрете побудет Надя Воронцова, а когда та […]...
- Вопросы и ответы к повести Л. Н. Толстого “Юность” В каждой из частей автобиографической трилогии Льва Толстого есть глава, которая названа так же, как и сама повесть. В “Детстве” это глава XV, в “Отрочестве” – XIX, в “Юности” – глава XXXII. Можете ли вы решить, зачем автору нужны такие специальные главы? После того как вы подумаете об этом, перечитайте XXXII главу из “Юности”. Были […]...
- Вопросы и ответы к I главе повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Что мы узнаем из первой главы о том “бранном, трудном времени”, когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опираясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи. События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело […]...
- Вопросы и ответы к III и IV главам повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Как описывает Гоголь нравы и обычаи Запорожской Сечи? Какие бытовые и художественные детали помогают представить жизнь и быт казаков в XVI-XVII веках? Почему такое значительное место занимает в повести изображение Сечи и ее обычаев? Подготовьте устный рассказ о Запорожской Сечи и ее обитателях. Запорожская Сечь – это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке, […]...
- Вопросы и ответы к повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения? Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями – запорожскими казаками, которые в XVI-XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов – польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным […]...
- Вопросы и ответы к повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” Как описывает Пушкин жизнь станционного смотрителя, его радости и горести? А. С. Пушкин рассказывает о станционном смотрителе Самсоне Вырине с большим сочувствием, подчеркивая бесправное положение этого “мученика XIV класса”. Никто еще не писал так о “маленьком человеке”, униженном своим положением, зависящем от настроения проезжающих, от обстоятельств, над которыми он не властен. Единственная радость – дочь […]...
- Вопросы и ответы к двенадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Какое задание дал отец Николеньке? Отец послал Николеньку в свой кабинет, чтобы тот достал там конфеты, которые он хотел подарить имениннице. Почему и это задание обернулось для него неудачей? На этот раз Николеньку подвело праздное любопытство: он решил проверить, от чего самый маленький ключик, висевший на связке ключей. Он точно определил, что ключик от портфеля, […]...
- Вопросы и ответы к повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Как удается Ю. Н. Тынянову погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей Петровской эпохи? Создавая историческую повесть, Тынянов обращается к конкретным фактам прошедшей эпохи, активно и точно использует исторические документы и при этом умело воссоздает атмосферу далекого времени, широко используя те реалии, которые могут помочь читателю воочию представить жизнь при Петре I. Так, и описание исторических […]...
- Вопросы и ответы к песне “Петра I узнают в шведском городе” О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя? Песня повествует о тайном посещении Петром I “Стекольного государства” – столицы Швеции Стокгольма. Будущий царь в юности под видом ремесленника жил в Голландии, и это дало почву для создания легенд о его тайных зарубежных путешествиях. Петр I в […]...
- Вопросы и ответы к повести И. С. Тургенева “Первая любовь” Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог. Как каждая из этих составных частей общей структуры “работает” на то, чтобы читатель С вниманием и интересом читал повесть? Глава I – экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его занятиях, в главах II, III, IV […]...
- Вопросы и ответы к одиннадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Почему глава названа “Единица”? Названия глав повести “Отрочество” определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? “Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову”. Что же мог сделать учитель? “Вдруг рука его сделала […]...
- Вопросы и ответы ко второй главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести “Отрочество”. Глава “Гроза” описывает конец весны – начало лета. Это описание до деталей точно. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы – и краски, и запахи, и звуки: “…в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно […]...
- Жанр и содержание повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть о нашествии Батыя относится к жанру воинских повестей. Ее основная тема – борьба русских людей с врагами, напавшими на их родину. После “Слова о полку Игореве” – это лучшая воинская повесть древней Руси: в пей с большой силой подчеркнуто стремление русских защищать родную землю, не щадя жизни. Повесть призывает к борьбе с врагами, восхваляет […]...
- Вопросы и ответы к пятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество” Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку? Главным в этом описании было “воспоминание о несчастии, постигшем” Николеньку: он “снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха”. Особенно пугала Николеньку неизвестность. В чем герой искал причины всеобщей ненависти к себе, которая, как ему казалось, была очевидна? Николенька считал, […]...
- Вопросы и ответы к “Повести временных лет” Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе? Жанр летописи – вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были погодные (по годам) записи или сборник различных произведений как общерусских, так и местных. Слово лето (год) определяло следование записей. Записав события одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. Так в руках потомков […]...
- Вопросы и ответы к “Повести о жизни” К. Г. Паустовского Как произошла встреча рассказчика с гардемарином? Расскажите близко к тексту весь эпизод и найдите в тексте слова, подчеркивающие доброжелательность гардемарина, который и заметил, и понял, и поддержал увлечение подростка морем. Проследим за тем, как рассказчик увидел своего героя: “По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на […]...
- Вопросы и ответы ко 2 главе повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Что интересного вы узнали для себя о кунсткамере – первом музее, созданном в России Петром I? Почему Тынянов столь подробно его описывает? Читая вторую главу, мы узнали о “немалом хозяйстве” кунсткамеры. Но прежде всего узнали о том, что это был первый музей в России, который был очень широко задуман и стремился удовлетворить самые разнообразные запросы […]...
- Вопросы и ответы к 4, 5 главам повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча “глаза покраснели, стали волчьи, злые от […]...
- Вопросы и ответы к повести М. Горького “Мои университеты” Каким вы представляете себе автора повести – Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие? Максим Горький – литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Его как писателя мы называем Горький. Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла […]...
- Вопросы и ответы к V, VI, VII главам повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Продолжите сравнительную характеристику Остапа и Андрия, отметив, как проявили себя братья в первых сражениях. Чем отличалось их поведение в бою? Остап обнаруживает “наклонности будущего вождя”, хладнокровие, уверенность, осмотрительность, изобретательность в бою. “Со временем будет добрый полковник”, – говорит о нем Тарас. Андрий же весь “погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей”. Он видит в бою […]...
- Вопросы и ответы к I главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Расскажите о жизни дворянского недоросля. Вся жизнь Петруши Гринева до его военной службы описана в главе “Сержант гвардии”. В ней рассказано и то, что случилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему глава и получила такое название). Воспитывался Петруша “не по-нонешнему”: с пяти лет им занимался стремянной Савельич […]...
- Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода” Прочтите предисловие к повести. Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина? В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя? Автор характеризует повесть от имени издателя, выступающего вдумчивым и объективным читателем. Характеризуя изданную им повесть, издатель указывает, что ее “старинный автор” – знатный новгородский гражданин, […]...
- Вопросы и ответы к 1 главе повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Что больше всего беспокоит умирающего Петра I? Умирающего Петра I более всего терзает мысль о том, что некому ему доверить свой “немалый корабль” – Россию. Он верно оценивает и силы и интересы своих близких. Сам он трудился для отечества, у других такого желания нет. Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского. Каким предстает в этой […]...
- Вопросы и ответы к IV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, что глава названа не “Дуэль”, а “Поединок”? Уже чтение первых глав убедило нас в том, что жизнь в Белогорской крепости течет по старинке. Поэтому и название схватки соперников естественней назвать так, как это принято на Руси. Слово дуэль, происходящее от латинского война, пришло в обиход достаточно поздно и в условиях Белогорской крепости […]...
- Сочинение “Мой любимый былинный герой” < p>Былины рассказывают нам о подвигах и приключениях богатырей и героическом прошлом русской истории. Они были созданы много веков назад. Многие из них навсегда затерялись во времени. < p>Мне нравятся былины, которые рассказывают о подвигах русских богатырей. Мой любимый былинный герой – Илья Муромец. Как гласит былинная история, до 33 лет Илья был болен и […]...
- Вопросы и ответы к повести М. А. Алданова “Чертов мост” Составьте план главы I (четвертая часть), которую можно озаглавить “Ночь перед боем”. Ночь перед боем Генерал Жюбер накануне битвы при Нови. План сражения, разработанный Жюбером. Появление Суворова (Суварова, как говорили французы) на поле предстоящего боя. Военный совет Жюбера перед сражением. Мысли Жюбера о своей судьбе и предчувствие гибели. Какие приемы для подготовки своей армии к […]...
- Вопросы и ответы к XI главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите “дворец” Пугачева. “Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе”. Можно объяснить причины, по которым […]...
- Вопросы и ответы к VIII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В главе VII Маша обращается к отцу за благословением – “бледная и трепещущая”, а в главе VIII в разгромленной комнате Маши из-за шкафа выбирается Палаша, тоже “бледная и трепещущая”. Как объяснить такое повторение эпитетов? Такое повторение эпитетов помогает передать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости. Бедные девушки были потрясены и не могли […]...