Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). Биография

Поэзия для меня все! Вся моя жизнь подчинена только служению ей; я живу?- поскольку она во мне живет, и когда она погаснет во мне, умру. Во имя ее?- я, не задумываясь, принесу в жертву все: свое счастье,
Свою любовь, самого себя.
Валерий Брюсов

«Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут»,?- сказал Брюсов в день своего 30-летия. Эти слова оказались пророческими.

Валерий Яковлевич Брюсов?- известный поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик, исследователь, лидер русских символистов.

Родился

В. Я.?Брюсов 1 (13) декабря 1873 года в купеческой семье. Отец будущего поэта был образованным человеком, любил читать и пытался заниматься литературой, сына своего воспитывал в строгости. Мальчик рос угрюмым и молчаливым, не любил играть, избегал общества.

Валерий жил в особенном выдуманном мире, где его лидерство никем не оспаривалось, а мир реальный уходил на второй план. В три года он уже научился читать, а в шесть лет?- начал вести дневник. Его увлекали история и география, а любимым литературным героем стал Робинзон Крузо. Учась в гимназии, Брюсов со своим одноклассником решил издавать журнал

«Начало» и понял, что его призвание?- это сочинительство.

Этой мысли способствовало и чтение русской литературы «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского до Лескова…».

В старших классах юноша увлеченно занимается математикой, изучает философию. Расширяются и его литературные интересы. Брюсов заново перечитывает Пушкина, открывает для себя поэзию французских символистов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, которые определят в дальнейшем его литературные вкусы.

Он начинает переводить стихи своих кумиров и подражать им.

Учась на историко-филологическом факультете Московского университета, Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты» , в которые вошли переводы из французских символистов и авторские стихи-подражания. При этом свои произведения начинающий поэт подписал разными псевдонимами, чтобы создалось впечатление существования целого направления символистской поэзии в России. Сборник был подвергнут резкой критике, что обеспечило его авторам, главным образом самому Брюсову, скандальную славу.

Первая авторская книга стихотворений В. Я.?Брюсова?- «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»)?- вышла в 1895, вторая?- «Me eum esse» («Это?- я») в 1896 году. В них прослеживается сильное влияние французского символизма, появляются темы поэта и поэзии, современного города, личности и истории, мотивы любви и смерти, пейзажные зарисовки в духе романтиков и Поля Верлена.

Третий поэтический сборник Брюсова «Tertia Vigilia» ( «Третья стража» ), изданный в 1900 году, принес его автору признание.

Наступила поэтическая зрелость.

В двух следующих сборниках «Urbi et orbi» ( «Городу и миру» , 1903) и «Stephanos» ( «Венок» , 1905) Брюсов вводит в поэзию бытовые и гражданские мотивы. Поэт в совершенстве овладевает техникой русского стиха, открывает новые области ритмики, обогащает поэтический словарь, тематику и композицию. Благодаря этим книгам, которые становятся руководством для поэтов, Брюсов обретает славу мэтра. Андрей Белый и Александр Блок учатся по ней «стихотворному ремеслу».

К этому моменту Брюсов?- уже признанный лидер русских символистов, глава издательства «Скорпион», редактор журнала «Весы».

В конце 1898 года выходит брошюра Брюсова «Об искусстве» , в которой автор размышляет о смысле и задаче творчества. «Цель художника,?- отмечает поэт,?- глубоко понять и полно пересказать свою душу; поэтому единственный признак истинного искусства есть своеобразие. Жизнь души проявляется в смене мгновений, в потоке мелькающих настроений. Художник должен воплотить мимоидущее, сохранить его для времени; он готовится к подвигу жизни, как мудрец и пророк.

В смене художественных школ есть общий смысл?- освобождение личности. Новая школа?- символизм?- продолжает эту борьбу…».

В символистской лирике Брюсова можно выделить две основные темы:

Историко-культурная — обращение к ярким страницам и легендарным образам мировой истории, мифологии как аналогии современности («Грядущие гунны» , «Я» , «Ассаргадон» и др.); Гражданско-урбанистическая — отражение большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, общественной жизни, особенностей психики, порожденных городским укладом («Городу» , «Я люблю большие дома» и др.).

Во время Первой мировой войны Брюсов работает на фронте корреспондентом, после революции тысяча девятисот семнадцатого года активно сотрудничает с новыми властями и ведет активную общественную и просветительскую деятельность. Так, в 1921 году он организовал Высший литературно-художественный институт, где воспитывал юных поэтов. Занимается Брюсов и историко-литературными исследованиями (статьи о Пушкине, Тютчеве, Боратынском и др.). В своих работах он призывает к созданию специальной «науки о стихе».

Поэтические сборники, появившиеся в этот период, во многом уступают ранним.

Умер Брюсов в Москве 9 октября 1924 года.

Литературовед Михаил Гаспаров, анализируя творчество Брюсова, отмечал: «Он стоит у начала литературной эпохи, он проходит через долгий период уединенных экспериментов, переживает пору громкой славы. Его можно не перечитывать. Его можно осуждать за холодность и сухость, ему можно предпочитать Блока, Маяковского, Есенина, Пастернака, кому кто нравится.

Но нельзя не признавать, что без Брюсова русская поэзия не имела бы ни Блока, ни Пастернака, ни даже Есенина и Маяковского?- или же имела бы их неузнаваемо иными».


Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). Биография