Устарела ли классическая литература?
Знание классической литературы стало общепринятой нормой. Взрослые люди уверены: с мировыми шедеврами должен быть знаком любой уважающий себя человек. В юном возрасте сложно осознавать ценность трудов признанных гениев, поскольку они кажутся устаревшими, не способными осветить актуальность.
Читая произведения Карамзина или Шекспира в школьном возрасте, сложно разобраться в их глубине.
Язык повествования кажется сложным, а сюжет наоборот – банален и прост, будто сказочно-фантастическая история. В голову приходят мысли, что труды
Но когда “языковый барьер” преодолен, начинаешь наслаждаться изложением мыслей, вдумываться в написанное Пушкиным, Толстым, Тургеневым, Гоголем, Чеховым, Булгаковым, Достоевским, и понимаешь: классика действительно не стареет. Авторы пишут о проблемах, которые волнуют читателя во все времена. Меняется обстановка, образ жизни, но суть человека, его приоритеты, привычки и переживания, практически не меняются.
Булгаковский бессмертный Воланд в “Мастере и Маргарите” произносит: “…обыкновенные
Классики литературы размышляют о добре и зле, любви и ненависти, смысле жизни и тайне смерти, об устройстве Вселенной и предназначении человека в мире. Независимо от века они помогают читателю найти ответы на многие вопросы бытия. Просто необходимо уметь извлекать вечные истины, из окруженных антуражем сюжетов.
В характерах классических героев читатель нередко узнает себя или знакомых, находит похожую ситуацию или жизненную драму. Возможно, автор поможет современнику ответить на мучивший его вопрос, разрешить сложный конфликт или просто посмеяться над жизнью.
Классическая литература приносит практическую пользу, она дает советы и предостерегает от ошибок. Именно поэтому мудрые люди настаивают на знании гениальных произведений. Эти “учебники жизни” сродни высококлассной психотерапии, которая доступна любому, умеющему читать и думать.
- Русская литература, классическая и русская и современная В каждой из европейских стран, и до 1945 года были видные писатели-демократы, духовно близкие русской литературе, испытавшие ее влияние. После войны они приняли – каждый у себя в стране – деятельной участие в пропаганде русской литературы, иногда в качестве переводчиков художественной прозы и поэзии, иногда в качестве авторов статей и эссе о русских писателях. Среди […]...
- Классика устарела?! Взрослые постоянно твердят, что классика вечна, что это шедевры, которые должен знать каждый уважающий себя человек. Но вот вопрос: почему классика – это шедевры, что она дает человеку и актуальна ли она сейчас? Честно говоря, читая Шекспира или Карамзина, трудно в этом разобраться. Продираясь сквозь дебри их, уже во многом непонятного современному человеку, языка, думаешь: […]...
- Классическая драма Классицизм как художественная система сложился в XVII столетии и охватывал не только литературу, а и другие виды искусства: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку. Название классицизм ввели в обиход в начале XIX столетие, подчеркивая, что художники этого направления подражали античной “классике”, брали ее за образец. Классицизм – первая художественная система, которая осознавалась именно как система со своей […]...
- Классическая поэзия Китая В первой половине VII в. Китайское государство представляло собой феодальное государство, главными правителями, которого были Императоры династии Тан (. На VIII и IX вв. приходится необычайно большой взлет китайской поэзии. Лучшими поэтами указанного периода были признаны Ли Бо, Бо Цзюй-и, Ду Фу (поэты эпохи тан, танской), которые в своем творчестве выражали волю народа, также они […]...
- Японская классическая поэзия. Художественное своеобразие жанра танка Цель: познакомить учащихся с новым жанром мировой литературы; формировать ассоциативное и образное мышление, а также навыки восприятия метафорического языка произведений; воспитывать художественный вкус. Танка = Исследователи не пришли к единому мнению: изменяемое ли это слово. Оборудование: список устойчивых метафор, характерных для японской литературы (см. В ходе урока); перечень особенностей японских стихотворений (до определенного этапа урока […]...
- Помогает ли литература сформировать жизненный идеал? Сложно переоценить ту роль, которую играет литература в человеческой жизни. На книгах воспитано не одно поколения людей. Увы, но современное общество не оказывает ей достойного внимания. Сегодня можно столкнуться с мнением определенной категории людей, которые утверждают, что как вид искусства литература себя уже изжила, а ей на смену пришло кино и телевидение. Однако существует и […]...
- Музыка. Как классическая музыка воздействует на человека? Как классическая музыка воздействует на человека – вот вопрос, над которым размышляет публицист И. Друцэ. Автор с восторгом описывает посещение Домского собора в Риге, где он побывал на выступлении прекрасного латышского хора, исполнявшего великое творение Моцарта “Реквием”. Произведение композитора как на волшебных крыльях вносит ” в мир великих истин”, позволяет испытать, что музыка живет своей […]...
- Сочинение на тему: “Устарела ли проблема “отцов” и “детей” сегодня?” Устарела ли проблема “отцов” и “детей” сегодня? Отцы и дети, как это старо, но пока на земле есть человечество, проблема взаимоотношения возрастов будет актуальна, она будет перетекать из одного состояния в другое, менять свои особенности, но суть останется одной, это непонимание сторон. Такая проблема не может устареть или потерять своей актуальности, ведь суть этой самой […]...
- Устарела ли проблема “отцы” и “дети” сегодня? В романе ” Отцы и дети ” И. С. Тургенева, изданном в 1862 году (более 150 лет назад!), раскрывается проблема, которую можно назвать ” вечной”. Она заключается в конфликте разных поколений, представители которых абсолютно по-разному смотрят на жизнь, на людей и их отношения, у которых абсолютно разные жизненные идеалы, убеждения и принципы. Поколение “отцов”, представленное […]...
- Японская литература (Литература XVII-XVIII веков) В истории всемирной литературы важную роль сыграли писатели, жившие на рубеже нового времени в быстро развивавшихся городах. Внутри феодального общества рождались новые классы, шла борьба за свободу общения и обмена, а это вело и к обмену духовными ценностями. Росло стремление учиться у тех современников, которые успели дальше шагнуть по пути развития новой культуры. “Плоды духовной […]...
- Японская литература часть 2 (Литература XVII-XVIII веков) Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное право распоряжаться имуществом. И вот оказывалось, что средневековые нормы и обычаи помогали ему сохранять и укреплять свое главенство. Прелюбодеяние каралось […]...
- Мацуо Басе и японская классическая поэзия Познавать мир от рождения до смерти, проникать в его тайны и премудрости – свойственно людям Востока, разным его нациям и народностям. Поиски смысла жизни, причин его быстротечности и многообразия его форм с давних времен занимали мысли и японских философов. Япония – страна богатейшей культуры, необъятных знаний, многочисленных открытий, странных традиций. Книга стихов для любого японца […]...
- Массовая литература в начале XXI века Массовая литература сейчас, по мнению социологов, занимает более 90 процентов всего литературного потока. Она апеллирует к стереотипам сознания и каноническим жанрам развлекательной литературы (мелодрама, детектив, любовный Роман, фантастические, приключенческие и исторические романы). Писатели используют эстетические шаблоны этих жанров, чтобы в легком непритязательном повествовании рассказать об узнаваемой читателем повседневной жизни, в которой встречается то необыкновенная любовь, […]...
- Тема художественная литература М. Е. Салтыков-Щедрин говорил: “Художественная литература – упрощенная вселенная”. XIX век – это золотой век русской литературы, и не только русской, но и всемирной. Почему появились такие писатели, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин? Может быть дело в гениальности, в таланте… Конечно, эта точка зрения не совсем верна. […]...
- Зарубежная литература XX века Западноевропейская и американская литературы в течение первой половины ХХ века развивались под знаком двух мировых войн, связанного с ними кризиса культуры и моральных устоев западного общества. Предчувствие кризиса появилось уже в конце XIX века, который принято считать золотым веком литературы. О ней сигнализировали деградация буржуазного идеала, замена просветительской концепции культуры концепцией предпринимательской. На рубеже ХІХ-ХХ […]...
- Мой любимый предмет Литература сочинение-рассуждение Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби. На уроках литературы и во время внеклассных бесед учитель литературы становится проводником по миру моих любимых книг. Он помогает мне понять и осознать прочитанное, интересуется моим мнением, учит формулировать […]...
- Сочинение на тему: “Литература в жизни общества” Чаще всего литературу поминают как художественные произведения. Но на самом деле, литература – нечто большее, более развитое и богатое. Литература – есть искусство, богатое, обширное, великое. Литература позволяет людям развиваться. Ведь с ее помощью мы узнаем многое: историю, обычаи и представления о жизни людей прошлых поколений. Без литературы, наш язык был бы беден и пуст. […]...
- Сочинение на тему “Как рождалась литература?” Литература – это отражение культуры народа, богатства его языка. В каждой стране зарождение литературы происходило одинаково. Во все времена рождались талантливые люди, которым лучше других удавалось писать историю. Писательство в далекие века начинали летописцы, многие из которых были монахами. Это были грамотные люди, которые учились читать и переписывать сначала тексты религиозного содержания, а потом уже […]...
- Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая […]...
- Рекомендованная литература (к гл. IX) Рекомендованная литература (к гл. IX) Введение в литературоведение. Литературное произведе-ние Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное посо-бие Под ред. П. А. Николаева, А. Я. Эсалнек. М., 2006 Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995. (Разделы о родах и жанрах литературы и о литературных направлениях.) Кожинов В. В. К проблеме […]...
- Возникновение литературы на Руси (Литература XI-XII веков) В родовом, доклассовом обществе существовала только устная народная поэзия, письменной литературы еще не было. Устное творчество выражало мысли и настроения всего народа, обслуживало все общество. В классовом, феодальном обществе устное творчество стало по преимуществу достоянием трудового народа, выразителем его идей (мыслей) и настроений. Господствующий класс – феодалы-землевладельцы – лишь частично использовал устную поэзию, создавая свои […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Литература и кино: соперничество или сотрудничество? Совсем недавно книга считалась отличным подарком, но сегодня она теряет актуальность. Молодежь вместо доброй классики, увлекательных детективов и приключений, все больше читает ленты в соцсетях, а учебную литературу нередко заменяют обучающие вебинары. Неужели в век глобализации традиционная литература уступает позиции? С минувшего века основным конкурентом книги стало кино. Развитие высоких технологий сделало практически безграничными возможности […]...
- Как Вы понимаете слова Д. С. Лихачева: “Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни”? Каково место отводится литературе в жизни людей? Как влияет на нас чтение? Над подобными вопросами предлагает поразмыслить академик Дмитрий Лихачев. Каждый человек может превратить чтение книг в свой образ жизни, но для этого важно определиться с правильной книгой. Это способ оказаться в иных эпохах, среди других народов и увидеть раскрытые перед собой сердца разных людей. […]...
- Сочинение на тему: “Литература в жизни человека” С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, […]...
- Литература или кино? Книга или экран? Чтение или TV? Одним из главных путей духовного становления и обогащения человека является чтение книг. С давних пор книгу считают источником мудрости, знаний. С течением времени важность ее роли в жизни человека не изменилась, но сегодня люди уделяют чтению намного меньше времени, отдавая предпочтение телевизору и Интернету. В связи с этим многие известные произведения экранизируются. Каковы же положительные […]...
- Сочинение на тему: “Литература в жизни школьника” Каждый из нас когда-либо учился в школе. Всем знакомы школьные учебники, тетради дневники и прочее. Мне, почему-то, больше всего запомнился учебник литературы. Ведь уроки литературы отличались от остальных уроков какой-то волшебной атмосферой. И уже сейчас, обдумывая проведенные в школе годы, я понимаю, что уроки литературы были действительно необычными. Все потому, что литературные произведения не просто […]...
- Согласны ли Вы с утверждением А. И. Солженицына: “Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература”? По словам А. И. Солженицына, в качестве единственного заменителя, не прожитого человеком опыта, является литература. Сильное высказывание с которым не согласиться просто невозможно. Человеческая раса – это часть природы, и с целью ее познания необходимо наблюдать, сопоставлять, сравнивать и набираться опыта. Подобные действия занимаются много времени. Не всегда при этом люди уверены в верности своего […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
- Зачем нужна литература человеку в 21 веке Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век. Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного “чтива”, которое и книгой язык не поворачивается назвать. Нет никаких […]...
- Мифология и европейская литература Возникшие в глубокой древности мифы послужили почвой, на которой выросли литература и искусство древней Греции. Древние сказания легли в основу эпических поэм “Илиады” и “Одиссеи”, бессмертных трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Без фундамента, первые. камни которого были заложены древними эллинами почти 3 тысячелетия назад, не могло бы вырасти великое здание европейской литературы. Этими “первыми камнями” […]...
- Историзм летописи (Литература XI-XII веков) В летописи полно и отчетливо отразились отличительные черты древнерусской литературы. В ней проявился растущий интерес русского народа к своей истории – глубокий патриотизм, связь письменной литературы с устным народным творчеством и разнообразие способов изложения материала. Исторические сведения, собранные в летописи, богаты. Конечно, достоверность целого ряда исторических сказаний сомнительна, а многие из них представляют собой легенды, […]...
- Сочинение “Мой любимый урок – литература” < p>Вариант 1 < p>В школе мы изучаем много предметов, которые дают нам информацию о разных явлениях в мире. На уроках мы узнаем много нового. Некоторые предметы мне нравятся больше, некоторые меньше. Во многом из-за того, насколько интересно проходят уроки. < p>Мой любимый урок – литература, и русская, и зарубежная. Что мне особенно нравится, это […]...
- Просвещение и культура (Литература XIX века) В начале XIX века в России открывается целый ряд высших Учебных заведений; университеты в Казани, Харькове и других городах; в Петербурге учреждается Педагогический институт, в 1819 году преобразованный в университет, в 1811 году был открыт Царскосельский лицей. Эти высшие учебные заведения становятся значительными рассадниками культуры и просвещения. При них возникают литературные общества, издаются журналы. Большое […]...
- ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы не менялся мир, великим духовным достоянием человечества всегда остается искусство, не подвластное времени. Материальные вещи (дома, автомобили, одежда, обувь и др.) быстро “стареют” и уходят, […]...
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№2) 1. Что нового внесла в художественную литературу “лейтенантская проза”? “Лейтенантская проза” показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был нерасчлененной массой, что были разные люди, по-разному проявлявшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом – трусость и шкурничество, предательство и малодушие. “Лейтенантская проза” углубила психологизм и драматизм […]...
- Новый роман и творчество Клода Симона (Литература XX века) Французский прозаик Клод Симон принадлежит к школе “нового романа”, или – по другому распространенному обозначению – “антиромана”. Как отмечают специалисты-литературоведы, за последние десятилетия ни одно явление литературы не инициировало столько споров, как “новый роман”. Спорили даже сами “новые романисты”, отрицавшие существование единою направления и отстаивавшие каждый свою неповторимость. Со временем споры поутихли, “новый роман” стал […]...
- Вопрос жизни и смерти в произведении Эрика Шмитта Оскар и Розовая дама (Литература XX века) Вопрос жизни и смерти – это не новая тема в литературе. Ее рассматривали с разных сторон. Но вот никогда еще не встречала, чтобы такие сложные проблемы решал ребенок. Сразу хочу отметить, что даже небольшой объем пьесы оставляет глубокие впечатления. Сама история заключается в том, что десятилетний мальчик столкнулся со страшной болезнью. Ни доктор, ни родители […]...
- Помогает ли литература познать самого себя? Литература – это отражение всего жизненного опыта прошлых поколений. Каждое произведение – это маленький урок жизни, показывающий мне, как читателю, “что такое хорошо, а что такое плохо”. “Всем хорошим я обязан книге,” – писал великий деятель русской литературы Максим Горький. Книга не только помогает мне стать более грамотным, но и воспитывает такие чувства, как любовь […]...
- Литература в классе как она есть Дневник учителя-словесника Этот дневник попал к нам в редакцию случайно. Изначально он не был предназначен для публикации. Однако нам показалось, что мысли автора о преподавании литературы не вообще в школе, а в одном конкретном классе, разработки уроков для своего класса по вполне определенным, нередко так называемым “трудным”, темам могут заинтересовать учительскую аудиторию. Вслед за Даниэлем […]...