Урок по повести “Детство”

Подростков волнуют проблемы становления личности. 12-13 лет – трудный возраст. Уже не Дети, но еще и не взрослые.

Кто я? Что собой представляю? Каким могу быть? Правильно ли я себя веду? Назидания и советы мало эффективны.

Помочь может книга, как бы высокопарно это ни звучало. Поэтому большое внимание в 6-м классе я стараюсь уделить теме детства, взаимоотношениям внутри семьи, между детьми. Программа помогает: в ней и отрывки из “Детства” Толстого, и “В дурном обществе” Короленко, и даже “Вождь краснокожих” О. Генри.

Произведения

разные и по сути, и по жанру, разными будут и уроки. Первый из них по­священ автобиографической повести Л. Толстого.

Эпиграф к уроку

Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Л. Н. Толстой. “Детство”

I. Подготовка к восприятию

– Как вы воспринимаете детство? Это действительно хорошая пора? Почему?
– Прочитайте эпиграф к уроку. Какие эпитеты употребляет Толстой, говоря о детстве? Почему?
– Многие писатели и поэты вспоминают

о детстве как о прекрасной поре:

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
(Марина Цветаева)

А какие книги о детстве можете назвать вы? Какие из них вам понравились?

– Вспомните книги А. Линдгрен, которые мы изучали в прошлом году. Кто главные герои ее произведений?

II. Беседа о повести Л. Толстого “Детство”

– Что значит автобиография? (Запись в тетрадь: автобиографическое произведение – произведение, основанное на событиях и фактах из жизни автора.)
– Кто главный герой и от чьего лица ведется повествование?
– Как вы думаете, кому принадлежат слова, вынесенные в эпиграф нашего урока, – автору или Николеньке? Почему вы так решили? Какие чувства передают эти слова?
Чтение начала повести, главы “Учитель Карл Иванович”. Это чтение предваряет вопросы.

– Какие чувства испытывает Николенька?
– Что вы можете сказать о главном герое, прочитав самое начало повести? Запишите ключевые слова, характеризующие героя.

Чтение главы “Драка”.
– Что мучит Николеньку? Как он себя ведет? Запишите ключевые слова.
– Оправдываете ли вы героя? Кто из вас попадал в подобные ситуации? Как вы в них поступали?

III. Сделайте вывод. Что можно сказать о герое повести по первым отрывкам?

Как показан его характер?

IV. Подумайте дома над вопросом: “Какую цель поставил перед собой автор, создав автобиографическую повесть?”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок по повести “Детство”