Тема родины и образ дороги у Блока
Родина для А. Блока – понятие многогранное: поэт пишет и об историческом прошлом Руси (цикл “На поле Куликовом”; (1919)), и о жизни в современной ему России (“На железной дороге”; (1910)). Еще в 1908 году А. Блок писал К. С. Станиславскому: “В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь – жизнь
Цикл “На поле Куликовом”; состоит из пяти стихотворений. В примечании к циклу Блок писал: “Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”;.
Лирический герой цикла ощущает себя современником двух эпох. Первое стихотворение цикла играет роль пролога и вводит тему России:
О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..
На необозримых просторах Руси идет “вечный бой”;, “летит, летит степная кобылица”;. В третьем стихотворении появляется символический
И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.
Во всех стихотворениях о России прослеживается интимное, личное отношение поэта, поэтому и раскрывается отношение к родине в стихотворении “Россия”; (1908) через любовь к женщине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
Россия здесь, ее просторы: “дорожная даль”;, “расхлябанные колеи”;, “река”;, “лес, да поле”; – сливаются воедино с образом возлюбленной, которая имеет “разбойную красу”; и одновременно “прекрасные черты”;. Россия предстает в образе непредсказуемой, прекрасной и нищей девы, которую поэт может постичь, обратившись к образу женщины и сопоставив ее с любимой родиной. Мысль А. А. Блока неуловима: практически каждое четверостишие начинается с описания страны, ее красот, а заканчивается обращением к образу возлюбленной:
А ты все та же – лес, да поле,
Да плот узорный до бровей…
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка…
Россия завораживает поэта своей красотой, обаянием, хотя “избы серые”; говорят о бедственном положении большинства населения страны. Стихотворение “Россия”; Александр Блок пишет, опираясь на традицию изображения образа родины в русской классической литературе. Так Н. В. Гоголь в своей поэме “Мертвые души”; в конце первого тома в одном из лирических отступлений выводит образ Руси как птицы-тройки. Также и у Блока:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…
Образ дороги является в стихотворении важным, подобно поэтическим произведениям Н. А. Некрасова, здесь “дорога долгая легка”; под звуки “глухой песни ямщика”;. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, а используемые художественно-выразительные средства: эпитеты (“годы золотые”;, “спицы росписные”;, “расхлябанные колеи”;, “нищая Россия”;, “песни ветровые”;, “разбойную красу”;, “в дали дорожной”;), метафоры (“треплются шлеи”;, “вязнут спицьг”;, “плат узорный до бровей”;), олицетворения (“одной слезой река шумней”;, “блеснет… мгновенный взор”;, “звенит…песня”;) делают образ России емким, законченным. А. А. Блок на протяжении своего творческого пути обращается и к более крупным художественным формам: пишет поэмы (“Соловьиный сад”; (1915), “Возмездие”; (1919) и др.).
Разочаровавшись в Октябрьской революции, увидев “все ее гримасы”;, А. А. Блок подавлен. 7 августа 1921 года он умирает. Оборвался голос, по словам А. А. Ахматовой, “трагического тенора эпохи”;.