Тема родины и образ дороги у Блока



Родина для А. Блока – понятие многогранное: поэт пишет и об историческом прошлом Руси (цикл “На поле Куликовом”; (1919)), и о жизни в современной ему России (“На железной дороге”; (1910)). Еще в 1908 году А. Блок писал К. С. Станиславскому: “В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

Все ярче сознаю, что это – первей­ший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель”;.

Цикл “На поле Куликовом”; состоит из пяти стихотворений. В примечании к циклу Блок писал: “Куликовская битва принадле­жит… к символическим событиям русской истории. Таким событи­ям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”;.

Лирический герой цикла ощущает себя современником двух эпох. Первое стихо­творение цикла играет роль пролога и вводит тему России:

О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..

На необозримых просторах Руси идет “вечный бой”;, “летит,

ле­тит степная кобылица”;. В третьем стихотворении появляется сим­волический образ Богородицы как воплощение светлого, чистого идеала, который помогает выстоять в годину тяжелых испытаний:

И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

Во всех стихотворениях о России прослеживается интимное, лич­ное отношение поэта, поэтому и раскрывается отношение к родине в стихотворении “Россия”; (1908) через любовь к женщине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Россия здесь, ее просторы: “дорожная даль”;, “расхлябанные ко­леи”;, “река”;, “лес, да поле”; – сливаются воедино с образом возлюб­ленной, которая имеет “разбойную красу”; и одновременно “пре­красные черты”;. Россия предстает в образе непредсказуемой, прекрасной и нищей девы, которую поэт может постичь, обратив­шись к образу женщины и сопоставив ее с любимой родиной. Мысль А. А. Блока неуловима: практически каждое четверостишие начинается с описания страны, ее красот, а заканчивается обраще­нием к образу возлюбленной:

А ты все та же – лес, да поле,

Да плот узорный до бровей…

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка…

Россия завораживает поэта своей красотой, обаянием, хотя “избы серые”; говорят о бедственном положении большинства населения страны. Стихотворение “Россия”; Александр Блок пишет, опираясь на традицию изображения образа родины в русской классической литературе. Так Н. В. Гоголь в своей поэме “Мертвые души”; в конце первого тома в одном из лирических отступлений выводит образ Руси как птицы-тройки. Также и у Блока:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…

Образ дороги является в стихотворении важным, подобно поэтиче­ским произведениям Н. А. Некрасова, здесь “дорога долгая легка”; под звуки “глухой песни ямщика”;. Стихотворение написано четырехстоп­ным ямбом, а используемые художественно-выразительные средства: эпитеты (“годы золотые”;, “спицы росписные”;, “расхлябанные колеи”;, “нищая Россия”;, “песни ветровые”;, “разбойную красу”;, “в дали дорож­ной”;), метафоры (“треплются шлеи”;, “вязнут спицьг”;, “плат узорный до бровей”;), олицетворения (“одной слезой река шумней”;, “блес­нет… мгновенный взор”;, “звенит…песня”;) делают образ России ем­ким, законченным. А. А. Блок на протяжении своего творческого пу­ти обращается и к более крупным художественным формам: пишет поэмы (“Соловьиный сад”; (1915), “Возмездие”; (1919) и др.).

Разочаровавшись в Октябрьской революции, увидев “все ее гри­масы”;, А. А. Блок подавлен. 7 августа 1921 года он умирает. Оборвал­ся голос, по словам А. А. Ахматовой, “трагического тенора эпохи”;.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема родины и образ дороги у Блока