Биография Платонова Антона Платоновича



А. П. Климентов (псевдоним – Андрей Платонов) родился 20 августа (1 сентября) 1899 г. в Ямской слободе под Воронежем. С 1906 по 1914 г. будущий писатель учился в церковноприходской и городской школах. Детство было безрадостным.

Окончив 4 класса городской школы, в 13 лет он пошел “в люди”. Заботясь о хлебе насущном, сменил множество профессий: работал на молотилке, “мальчиком” на складе, рассыльным в страховом обществе, слесарем, литейщиком на заводе, помощником машиниста, механиком на локомобиле.
Как и у М. Горького, главными “университетами” Платонова стали жизнь и самообразование. “Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности”, – признается он в одном из писем. Как величайшую несправедливость по отношению к “маленькому человеку” ощущал будущий писатель не дефицит хлеба и тепла, а дефицит смысла жизни, ясности пути. Герой одной из повестей Платонова “Ямская слобода” Филат будет помогать ослепшей в темном сарае лошади вращать по кругу колодезное водило.

Этот образ превратится у Платонова

в страшный символ чудовищно искаженной жизни, обреченности на механическое движение по кругу, безысходности.
С верой и оптимизмом принимает Платонов революцию 1917 г. Он поступает учиться в Воронежский политехникум по специальности электротехника, вскоре вступает в РКП(б), начинает печататься в воронежской прессе. В его публицистике той поры господствовал мажорный тон. В 1922 г. в Краснодаре выходит в свет сборник стихов Платонова “Голубая глубина”. Революция зарождает в нем оптимистическую надежду на скорое обретение смысла жизни каждым простым человеком.

Человек освободится и станет подлинным творцом собственной жизни, кузнецом своего счастья. На этом этапе творческого пути человек для писателя – борец и победитель. Есть, правда в платоновской трактовке человека одна особенность: он сосредоточен не на противоборстве с классовым врагом, не на сокрушении старых порядков, а на созидательной, творческой работе.

Платонову дорог не воин, а строитель. И борьбу он ведет не с людьми “старого мира”, а с косной недвижностью материи, сопротивлением земного материала.
В листке по учету кадров 1924 г. в графе “основная профессия” Платонов указывает: “электротехник и мелиоратор”. Литература, которой он отдает всего себя в это время, мыслится им (равно как и Маяковским) в ряду рабочих профессий. Смысл существования открывается ему в перспективе созидательного “ремонта земли”, он убежден, что его окружают “лишь братья, любящие и ждущие… привета и ласки”.
Уже в ранних произведениях писателя, свято верящего, что маршрут “паровоза истории” верен, ощущается стремление еще и еще раз проверить точность расчета, заглянуть в конечный пункт пути. Туда ли летит паровоз, даст ли людям счастье предполагаемая ” остановка ” ? Поиск ответов на эти вопросы проводится Платоновым в трех направлениях: в научно-фантастической прозе, произведениях на исторические темы и рассказах и повестях о современности, которые образно истолкованы в одной из монографий о писателе, соответственно, как испытание будущего, испытание прошлого и испытание настоящего.
“Испытание будущего” – начальный пункт творческого пути Платонова – проводится в научно-фантастических произведениях. Ученые и гениальные изобретатели ведут в них лихую “кавалерийскую атаку” на природу с целью создать идеальную всеобщую гармонию жизни. Вот, например, сюжетная канва повести “Эфирный тракт” (1926-1927): несколько поколений ученых работают над задачей выращивания вещества; они открывают “эфирный тракт”, позволяющий электронам стремительно размножаться. Это дает человечеству возможность выращивать любые вещества – железо, уголь и т. д. Однако личные судьбы изобретателей складываются трагично: почти все они погибают.

Такой финал – возмездие за насилие над природой. Люди, одержимые идеей, в торопливой горячности предают ход естественной жизни, отрываются от почвы и уходят, по мнению писателя, “в сторону от души “. Сходную проблематику разрабатывает в 1920-е гг. М. А. Булгаков в повестях “Роковые яйца” и “Собачье сердце”.

Однако если Булгаков прибегает к комическим средствам для создания сатирического эффекта, Платонов серьезен и проникнут сочувствием к своим героям.
Эта особенность авторской позиции не всегда должным образом учитывается в методической литературе: существует тенденция прочитывать платоновские произведения как откровенно сатирические. Однако Платонов если и не солидарен со своими героями, то явно сочувствует им: как и они, он – правдоискатель, а отнюдь не убежденный сатирик, непоколебимо уверенный в собственной правоте. Итак, итог обращения Платонова к научно-фантастическому жанру – серьезное сомнение в осуществлении глобальных технических проектов. Утопичным оказывается стремление решительным натиском ” осчастливить человечество “.
“Испытание прошлого” проводится писателем на материале эпохи Петра I. Выбор именно этой исторической эпохи неслучаен: в 1920-е – 1930-е гг. в моде были прямые аналогии между реформаторской деятельностью Петра и радикальными государственными преобразованиями Советской власти. Повесть “Епифанские шлюзы” написана на основе реальных исторических фактов – предпринятых в начале XVIII в. неудачных попыток соединить каналом реки Волжского и Донского бассейнов. Петровская Россия в повести увидена глазами англичанина – руководителя работ инженера Бертрана Перри.

Инженер приезжает в Россию по приглашению царя; он надеется заработать денег, чтобы сыграть свадьбу с любимой Мери. Поначалу ему нравятся и русские люди, и русский царь. Не щадя себя, инженер с головой погружается в работу. Но реальность рушит все его надежды: работа движется медленно, уровень воды недостаточен, крепостные строители бегут.

Будучи незлым от природы, Перри превращается в палача, пытаясь выполнить свой долг перед царем. Однако наступает день, когда палач сам становится жертвой: по приказу царя 11ерри казнят в Пыточной башне Кремля. Строительство, которое ведется “по бумажке”, а не по законам народного здравого смысла, не может никого привести к счастью, оно лишь плодит смерть.
Вслед за “Епифанскими шлюзами” Платонов создает в 1927-1929 гг. повесть “Сокровенный человек” и роман “Чевенгур” о событиях недавней революционной истории.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Биография Платонова Антона Платоновича