ТЕМА РАБСТВА И СВОБОДЫ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Не-
красов начал писать в 1863 году и работал
над ней до самых последних дней своей
жизни. За это время в стране произошли
многие изменения, которые нашли отраже-
ние в поэме. Здесь поэт дал широкую кар-
тину дореформенной и послереформенной
России, показал основные черты современ-
ной действительности, раскрыл противоре-
чия между интересами народа и эксплуата-
торской сущностью помещиков. Несмотря на
то что в стране было отменено крепостное
право, жизнь крестьян никак

не измени-
лась, она осталась такой же тяжелой и не-
справедливой. Поэтому тема рабства и сво-
боды была актуальна для России 60-х годов
XIX века.
Так уж повелось, что люди чаще всего де-
лятся на две категории: те, которые довольны
своим положением, и те, которые пытаются
что-то изменить, например обрести свободу.
Довольными своей жизнью в поэме выступа-
ют холопы. Они так долго служили своим хо-
зяевам, что привыкли к этому и жить по-дру-
гому просто не хотят. Дворовый князя Пере-
метьева вылизывает барские тарелки. Он,
стоя за столом барина, даже болезнь получил
«дворянскую»
— подагру. Он гордится своим
положением любимого раба у князя и мечта-
ет только об одном:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Этот человек, который сам является ра-.
бом, презирает простых мужиков, не считая
их за людей.
Ипат, холоп князя Утятина, называет
своего «благодетеля» князюшкой, а себя
именует не иначе как рабом недостойным.
Когда крестьянам даровали волю, он не за-
хотел уходить от князя, потому что помнил
его милости. Барские «милости» заключа-
лись в том, что хозяин запрягал его в теле-
гу или купал в проруби, а затем поил вод-
кой. С негодованием говорит Некрасов о тех,
кто способен предать своих же крестьян.
Таков староста Глеб — он сжег вольную,
данную его барином крестьянам:
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей.
С Егоркой Шутовым, который служил в
полиции, расправляется сам народ:
Гнусь человек! — Не бить его,
Так уж кого и бить?
Многие крестьяне просто терпят поме-
щиков, не зная, как вырваться из-под их
гнета. Поэтому лучшим местом они считают
кабак, где можно залить водкой свое горе
и хоть на время забыть об обидах и униже-
ниях. О таких крестьянах нам рассказывает
Яким Нагой. Он считает, что именно водка
сдерживает мужиков от расправы над поме-
щиками:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная, —
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается,
Покорными крестьянами является целая
деревня вахлаков. Получив волю, они снова
продаются в рабство за заливные луга.
Но есть и такие крестьяне, которые толь-
ко терпят до поры до времени. Примером
самоотверженности и силы духа выступают
Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена, Агап,
Савелий. Тяжела женская доля крестьянки.
Автор с любовью рисует образ Матрены Кор-
чагиной, которая всю жизнь несла свое тяж-
кое бремя: издевательства мужниной родни,
упреки, непосильный труд. Ей пришлось пе-
режить трудный голодный год, смерть люби-
мого сына. И хотя Савелий «дедушка, роди-
тель свекра-батюшки», утешает ее: «Терпи
многострадальная, терпи многокручинная»,
он сам понимает, что терпеть дольше нельзя.
Савелий предстает в поэме настоящим рус-
ским богатырем, который и работать за семе-
рых может, и на медведя в одиночку хаживал.
Многое пришлось пережить на своем веку
Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое
обращение помещика, который «до нитки»
разорил своих крестьян. Теперь Савелий по-
нимает, что путь к свободной жизни лежит
через борьбу. «Наши топоры лежали до по-
ры», — говорит Савелий и тем самым наме-
кает на открытое выступление. Крестьяне,
возмущенные барскими злодеяниями подня-
ли бунт и убили своего хозяина. Савелий по-
бывал на каторге, но его дух не сломлен и он
ничуть не раскаивается в содеянном.
Чем-то похож на Савелия покаявшийся раз-
бойник Кудеяр. Он замолил грехи и решил жить
честно, но после долгих лет отшельничества
встречает пана-злодея Глуховского. Пан без
капли раскаяния похвастался:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Разбойник расправился с паном, и грехи
его были отпущены.
У многих мысли о свободе только начина-
ют созревать, и их бунт пока еще пассивный.
Таким бунтарем выступает Агап из главы
«Последыш». После того как он высказал ба-
рину все свои обиды, тот приказал его выпо-
роть. Чтобы спасти Агапа от расправы, крес-
тьяне с его согласия устроили спектакль.
Они напоили его и вынесли как будто выпо-
ротого. По-своему взбунтовался и Яков Вер-
ный, который повесился, чтобы отомстить за
своего племянника. Но многие идут уже на
открытый протест. Бунтуют не одиночки, а це-
лые селения:
…Иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь.
Крестьяне понимают необходимость борь-
бы и ждут человека, который укажет им путь.
Таким человеком выступает в поэме Григо-
рий Добросклонов. Он смело идет вперед, по-
тому что верит в силу России:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная
Матушка-Русь!..
Некрасов показал, что угнетение и рабство
неизбежно породят бунт и что крестьяне сами
станут бороться за свою свободу. Свобода,
по мнению Некрасова, ключ к счастью.


ТЕМА РАБСТВА И СВОБОДЫ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»