СВОБОДНЫЙ ДУХ МЦЫРИ
Тема Кавказа встречалась в творчестве
Лермонтова и раньше, до написания им по-
эмы «Мцыри», она найдет отражение и в его
более поздних произведениях. Поэта привле-
кали образы смелых, мужественных, свобо-
долюбивых людей, близких по духу самому
Лермонтову.
Первоначально Лермонтов озаглавил свою
поэму «Бэри», что в переводе с грузинского
означает «монах». Но герой поэмы не монах
и никогда им не будет, его только готовят
к этой роли, он послушник, что на грузинском
языке звучит как «мцыри».
пути героя. Мцыри — это грузинский ребе-
нок, который попал на Северном Кавказе
в плен к русским. Его забрали с собой, но по
дороге он заболел и попал на излечение к мо-
нахам. Когда ребенок начал понимать рус-
ский язык, его стали готовить к постригу.
Это все, что мы знаем о жизни мальчика.
Большее значение Лермонтов придает внут-
реннему миру мальчика, его душе, что нахо-
дит наиболее полное отражение в исповеди
Мцыри перед старым монахом.
Мцыри — из горцев, которые свободолю-
бие впитывают с молоком матери. Но только
в монастыре
щему. Скучные унылые монахи непонятны
ему, они тоже не могут понять душу маль-
чика. Мцыри очень одинок, монастырь
стал для него тюрьмой, темницей, из которой
не выбраться. Одиночество мальчика усили-
вается тем, что он не знает своей родины,
родных:
..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
От своих предков, которых никогда не ви-
дел, Мцыри унаследовал «могучий дух», сме-
лость, выносливость и жажду свободы. Эти
природные качества несовместимы с заточе-
нием в монастыре. Мцыри не выдерживает.
Тоска по дому, по вольной жизни становится
невыносимой:
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
Мцыри видел монахов, которые добро-
вольно отказывались от полноценной жизни,
от свободы и обрекали себя на безрадостное
существование в монастыре, среди серых
стен, унылых пейзажей и безликих людей.
Мальчиком овладевает желание «узнать,
для воли иль тюрьмы на этот свет родимся
мы». Мцыри решает бежать и бежит темной
грозовой ночью, когда никто из монахов не
выходил и не мог его увидеть. Сама природа
помогает мальчику совершить этот побег.
Родство с ней юноша чувствует на воле. Не-
даром Лермонтов сравнивает его с бледным
тепличным цветком, выросшим среди серых
и угрюмых стен. Юноша познает тайны пти-
чьих голосов, узнает, о чем спорят поток и
камни. Слух его улавливает малейший шо-
рох, зрение обострено до предела, он видит
даже чешую змеи и игру света на шерсти
барса. Гармония, единение с природой на-
полняют душу мальчика счастьем:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев,
Прозрачной зеленью листов…
Но наслаждаться свободой юноше при-
шлось всего только три дня. Заблудившись
в непроходимом лесу, он вернулся к монас-
тырю. За эти три дня, проведенные на воле,
юноша понял, что все люди рождены свобод-
ными. В ответ на увещевания старого монаха
звучит исповедь Мцыри. Он пытается рас-
сказать, что сумрачные стены монастыря —
это иллюзия жизни, настоящая жизнь может
быть только на воле. Теперь, когда он это ис-
пытал, умирать совсем не страшно, единст-
венно чего жаль, так это умирать молодым.
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной, вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…
Мцыри — умирает потому, что не может
жить в тюрьме, когда глотнул воздуха свобо-
ды. Поэтому он должен навсегда расстаться
с мечтой о ней. В этом заключается основная
идея поэмы. В уста Мцыри Лермонтов вло-
жил свои заветные мысли и чувства. Он то-
же рвался душой на свободу, мечтал о ней.