Стихотворение Пушкина «Осень»
«Осень » написана Пушкиным в один из самых ярких и плодотворных периодов его творчества — в Болдинскую осень 1833 года. Это время года всегда приносило поэту вдохновение и радость. «И с каждой осенью я расцветаю вновь», — говорит он.
Стихотворение, посвященное «унылой поре», относится к пейзажной лирике Пушкина. Но пейзаж в «Осени» отличается от традиционных для того времени описаний природы своей реалистичностью. Поэт рисует конкретный пейзаж. Там нет условностей, символики.
Это обычная для пейзажа среднерусской
По стилевой манере «Осень» очень близка «Евгению Онегину»: та же разговорно-повествовательная интонация, мало свойственная лирической поэзии, та же беседа с читателем, в которой имеются частые отступления от темы. Пушкин здесь не столько традиционный лирический герой, сколько рассказчик, хотя, в соответствии с законами лирики, передает свои ощущения, чувства и мысли. Он не поет восторженно-лирическую хвалу осени, а спокойно повествует об этом времени
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл…
Эти с детства знакомые нам всем строки, пожалуй, лучше всего выражают красоту осенней природы.
Но «Осень » — это стихотворение не только о русской природе и сельском уединении, но и о жизни в целом, о творческом вдохновении и, конечно же, о самом поэте. Рисуя картины разных времен года — зимы, весны, лета и осени, — сравнивая их, он говорит о своем отношении к каждому из них, объясняет, за что oн любит осень. Ведь именно в это время поэт «снова жизни полн». Но главное заключено в словах: «И пробуждается поэзия во мне».
Осень — это для Пушкина пора вдохновенного поэтического труда. Недаром в стихотворении свободно сплетаются высокий лиризм и порыв вдохновения:
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
Не случайно «Осень » написана октавой. Восьмистишная строфа дает возможность включать множество мотивов: размышления о себе, о жизни. Переходы от веселого к серьезному поэт делает иногда в шутливом тоне:
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это, наконец, и жителю берлоги,
Медведю надоест…
Но при этом поэт размышляет о самых важных жизненных и философских вопросах: мимолетности счастья и красоты, кратковременности земного бытия и о смерти. Недаром в центре стихотворения находится образ «чахоточной девы», с которой поэт сравнивает свое любимое время года.
И все же, наверное, самый важный вопрос для любого художника — это творчество и вдохновение. У Пушкина картина осени и удивительное по точности и мастерству описание процесса творчества находятся в неразрывной связи:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
В этот момент отступают тревоги и заботы обыденной жизни, «душа стесняется лирическим волненьем», и перед поэтом открывается иной мир — мир, созданный творческой фантазией художника.
…И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Какие же это «плоды мечты»? Пушкин их не раскрывает, а только намекает на них, сравнивая их с действиями пришедшего в движение корабля.
Стихотворение обрывается фигурой умолчания: «Куда ж нам плыть?..» — спрашивает поэт. В этом риторическом вопросе звучит беспокойство не только за свою судьбу, но и раздумья о будущем страны, своего народа.
Последняя XII строфа кажется неоконченной, но стихотворение полностью завершено, его мысль выражена в точной и совершенной форме, а фрагментарность является здесь, как и во многих других стихотворениях Пушкина этого периода, особым художественным приемом. Октавы, шестистопный ямб дали поэту эпическую свободу и возможность в 12-и строфах лирического стихотворения вместить раздумья философа, эмоции лирика, повествование рассказчика. Вначале интонация стихотворения повествовательно-спокойна, поэт намеренно включает в текст просторечия и прозаизмы:
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
.
Но постепенно она переходит в восторженный поэтический гимн осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
И багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Красота и совершенство этих строк показывают, почему «Осень» признается шедевром пушкинской лирики. Глубина мысли, заложенной в этом поистине неисчерпаема, а чувства, мечты, порывы поэта, отраженные в его стихах, не могут не волновать его читателей — и современников автора, и тех, кто жил много позже, и нас — современных людей.