Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий в повести-притче Э. Хемингуэя «Старик и море»

Цель:
Определить художественное своеобразие повести-притчи «Старик и море»; проследить, как в повести решается проблема взаимоотношения человека и природы, одиночества и смысла человеческой жизни; совершенствовать умение учащихся анализировать художественное произведение на основе цитатного материала; содействовать формированию и развитию умений творческого чтения, приводящего к формированию читательской самостоятельности; приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры. Оборудование:
Портрет Э. Хемингуэя,

опорная схема, текст повести-притчи «Старик и море». Прогнозируемые
Результаты:
Учащиеся знают содержание повести; формулируют проблемы, поднятые автором в произведении; комментируют отрывки, в которых описаны портрет героя, ночное и утреннее море и др. ; интерпретируют внутренние монологи Сантьяго, его разговор с рыбой; анализируют эпизоды, изображающие стойкость героя в борьбе с морской стихией; выражают личное отношение к проблемам, поднимаемым в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.

Тип урока:
Комбинированный (урок-диалог). ХОД УРОКА Организационный

Этап

/> Актуализация

Опорных

Знаний
1.
«Пресс»

Вспомните, что представляет собой притча как жанр. Докажите, что повесть «Старик и море» является притчей. Комментарий.
Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: Притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.

2.
Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III
.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности
Учитель. творчество Э. Хемингуэя представляет собой новый шаг вперед в развитии американского и мирового реалистического искусства. Основной темой творчества Э. Хемингуэя в течение всей его жизни оставалась тема трагичности судьбы рядового американца. Душой его романов являются действие, борьба, дерзание.

Автор любуется гордыми, сильными, человечными героями, умеющими сохранить достоинство в самых тяжелых обстоятельствах. Однако Многие герои Э. Хемингуэя обречены на беспросветное одиночество, на отчаяние. Будучи корреспондентом, Хемингуэй много и упорно работал над стилем, манерой изложения, формой своих произведений.

Журналистика помогла ему выработать основной принцип: никогда не писать о том, чего не знаешь, он не терпел болтовни и предпочитал описывать простые физические действия, оставляя для чувств место в подтексте. Он считал, что нет необходимости говорить о чувствах, эмоциональных состояниях, достаточно описать действия, при которых они возникли. Его проза — это канва внешней жизни людей, бытия, вмещающего величие и ничтожество чувств, желаний и побуждений.

Выдвинутый писателем «принцип айсберга» сочетается с так называемым «боковым взглядом» — умением увидеть тысячи мельчайших деталей, которые будто бы не имеют непосредственного отношения к событиям, но на самом деле играют огромную роль в тексте, воссоздавая колорит времени и места.

Настоящий триумф ожидал его в 1952 г. , когда он опубликовал свою повесть «Старик и море». Полная библейского величия и печали, эта книга глубоко гуманна. В ее широких, обобщенных, почти символических образах воплощена любовь к человеку, вера в его силы.

Для писателя — это повод рассказать о достоинстве человека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы.

IV

Работа

Над

Темой

Урока
1. аналитическая беседа
— Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к мальчику? — Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотворяет природу и осознает себя его частью?

Мотивируйте свою точку зрения. — Как в подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости человеческого духа? — Какие слова из повести Э.

Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку? — расскажите об особенностях стиля Э. Хемингуэя. Как писатель строит диалог?

<

p>Какое значение в его произведениях отводится подтексту? Какие функции выполняют детали? Почему он намеренно отказывается от эмоционального повествования? 2. Постановка и решение проблемного вопроса (в парах)


Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий в повести-притче Э. Хемингуэя «Старик и море»