Сочинение по теме добро и зло в сказок андерсена
Прежде всего, в вере во всепобеждающую активную силу добра, в стремлении показать самое существенное, самое настоящее в человеке во влюбленности в красоту природы. В первом сборнике эти качества раскрылись наиболее полно, почти все его сказки стали самыми любимыми и читабельными произведениями. Активность добра, способность пожертвовать даже жизнью во имя его утверждения формируют сюжет и характеры в “Дорожном приятеле”, “Диких лебедях “, “Русалочке”, “Стойком оловянном солдатике”. Одна из наилучших, самых поэтичных
К теме неразделенной любви русалки к человеку писатель обращался неоднократно еще в ранних стихотворных сказках (“Русалка с острова Самсе” и др.), эту же тему он затрагивал в очерке “Теневые картины”.
Тем не менее, Андерсен создал целиком самостоятельное произведение, где мысль автора о красоте человеческой души, о добре, которое побеждает в мире, раскрывается не только с помощью напряженного развития сюжета, как в первых сказках сборника, а и благодаря убедительному психологизму, который раскрывает поэтичность самой Русалочки и изображает
Наибольшее испытание выпадает на ее судьбу, когда сестры-русалки приносят ей весть, что лишь убив принца, она сможет снова вернуться в море к русалкам, а иначе с первыми лучами солнца погибнет.
Маленькая Русалочка побеждает и здесь: она не может убить возлюбленного. Трактуя народную легенду, Андерсен писал о том, что он изменил в ней: у него “бессмертная душа русалки не зависит от чужого существа, от любви человека. Это определение несправедливое!
Так как в этом заложен элемент случайности… Я позволил русалке идти естественным, лучшим путем”. Это путь развития духовных сил.
Уроки добра здесь более сложные, чем в предыдущих сказках.
Андерсен поместил перед “Русалочкой” обращение “К взрослым”, утверждая этим, что у его сказок расширяется аудитория. Сказки Андерсена раскрывают истинное в человеке, его сущность. Писатель часто использует слово “настоящий”.
И это не случайно. Его солдат с “Огнива” – настоящий солдат, т. е. решительный и смелый человек.
В “Принцессе на горошине” принцесса также настоящая, она настолько чувствительная, что находит горошину под всеми перинами, но важнейшее в ней то, что она как настоящий человек способен преодолевать тяжелейшие испытания. Моральное мужество Русалочки – также путь к ее настоящей сущности, к “настоящему” в ней. От своего настоящего – поэтического – содержания не может отказаться Дюймовочка, как бы тяжело ей не приходилось.
Отказ от самого себя, даже при условии осуществления мечтаний, невозможен для героя Андерсена в “Калошах счастья”. Герой попадает в любимые им Средние века, но все там кажется ему плохим. Возвращение в свое время он воспринимает как милость.
Стражник в этой самой сказке завидует лейтенанту, но, став на некоторое время лейтенантом, мечтает снова быть бедным стражником. Наибольшей силы эта тема достигает в “Новом платье короля”, где человек подменяется. Король не руководит страной, а лишь переодевается, хотя изысканные костюмы не могут спрятать его настоящую сущность.
Характерно, что развенчивает обман ребенок из толпы: истина в простых, естественных людях, считают романтики. Андерсен показывает также, что случается, если человек теряет хотя бы одно качество истинной, “настоящей” личности.
Происходит это по обыкновению с богатыми и вельможными. Здесь великий сказочник находит емкие образы и выразительные поступки персонажей, которые однозначно утверждают неприемлемость зла. Зло у Андерсена не страшное, а чаще всего беспредельно смешное, абсурдное.
Задача писателя – сделать для читателя совсем невозможным выбор позиции осмеянного, поскольку она явным образом бессмысленная, а из-за этого и морально безобразная. В “Свинопасе” авторская идея раскрывается в сюжете, в действиях персонажей.