Сочинение по рассказу М. А. Шололхова “Судьба человека”



Уже само название рассказа М. А. Шолохова “Судьба чело­века” свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении немало философских обобщений. “Да что десять лет! Спроси у любого пожилого че­ловека, приметил он, как жизнь прожил!..

Прошлое – вот как та дальняя степь в дымке”, – восклицает герой рассказа.

Примечательна композиция произведения. Это так назы­ваемый рассказ в рассказе. М. А. Шолохов использует так на­зываемую сказовую

манеру.

Рассказчик встречает на Дону мужчину и мальчика. Во время перекура завязывается разговор с путниками. Благодаря ряду колоритных художественных деталей автор с первых страниц рассказа знакомит нас с героями.

Мужчина достает па­мятный кисет с надписью “Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы” и сетует на то, что не мужское дело с ребенком путешествовать. Затем выясняется, что тот приходится ему приемным сыном. Образ мальчика, ко­торый во время Великой Отечественной войны остался сиро­той, чрезвычайно колоритный.

Не случайно автор акцентирует внимание на

улыбке и светлых, как небушко, глазах ребенка.

Далее следует обстоятельный рассказ о жизни главного ге­роя. Андрей Соколов рассказывает о том, как складывались его семейные отношения. Эта история демонстрирует простое чело­веческое счастье в работе и хозяйственных заботах: хлопотливая жена, дети, небольшой домишко. Война разрушила все в один момент.

Ярким трагизмом окрашена в рассказе сцена прощания Андрея с женой. Она прижалась к нему, “как лист к ветке”, всхлипывала и дрожала, “будто подрубленное дерево”. Каскад сравнений передает всю глубину горя женщины, провожающей мужа на фронт (“глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека”, “губы белые, как мел”).

До самой смерти будет вспоминать он, как оттолкнул ее в прощальный час.

М. А. Шолохов использует в этой сцене прием развернутого портрета, акцентируя внимание читателя на двух основных де­талях: губы и глаза. После сцены прощания героя с женой сле­дует о том, как тяжело пришлось женщинам и детям в тылу. Лишь после гибели семьи понял Андрей Соколов, что та дово­енная жизнь в заботах и каждодневном труде и была самым счастливым временем в его судьбе.

Через портрет героя М. А. Шолохов мастерски передает его переживания сцены прощания с женой: “Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голо­ву, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожа­ли, дрожал подбородок, дрожали твердые губы…” При воспо­минаниях у героя сердце “будто тупым ножом режут…”

Редко писал герой домой, избегая жаловаться жене: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все сне­сти, если к этому нужда позвала”. Глазами Андрея Соколова показываются в рассказе ужасы войны: стрельба, разрыв снаря­дов, в клочья пробитая машина. Герой попадает в окружение.

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было предвзятое отношение к тем, кто возвратился из плена. Конечно, среди пленных были и трусы, и предатели. Но в ос­новном солдаты все-таки пытались выполнить свой воинский долг до конца, а попали в плен, выходя из окружения или при мощных наступательных маневрах противника. М. А. Шоло­хов своим рассказом реабилитировал этих людей.

Осудить их на фоне многочисленных жертв и увечий было проще, чем войти в то непростое положение, в котором они оказались. Недаром М. А. Шолохов так подробно рассказывает о том, как Андрей попал в плен: герой рассказа выполнял приказ коман­дира доставить боеприпасы на батарею, был контужен и по­добран фашистским отрядом. Соколов не мог смириться с участью пленного, пытался бежать, но его снова поймали.

Всем ходом развития сюжета рассказа М. А. Шолохов подчер­кивает, что Андрей не виноват в том, что попал в плен. Он не был предателем и стойко выносил все лагерные мучения. В то же время писатель не пытается лакировать действительность и не скрывает от читателей горькой правды: в плену некоторые солдаты вели себя недостойно (выдавали взводных, доносили на своих товарищей по несчастью).

В то же время это явление не носило массовый характер.

Мужественное поведение Андрея в лагере, умение хлад­нокровно взглянуть в глаза смерти вызывает уважение даже у немецкого коменданта. “Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных про­тивников”, – говорит он.

При первой же возможности Андрей возвращается на ро­дину, да еще и привозит с собой важного языка, – немецкого майора с портфелем документов. С горечью пишет М. А. Шо­лохов о том, какой душевной травмой даже для такого сильно­го духом человека, как Соколов, оказался плен. Два года герой не видел человеческого обращения.

Даже когда немцы оказы­вали ему милость и давали продукты, он чувствовал себя со­бакой, которой бросили кусок. Долго еще после плена остава­лась у Андрея привычка втягивать голову в плечи при разговоре, опасаясь удара. Однако самые тяжелые удары на­несли Соколову фашисты не в лагере: после возвращения из плена узнал он, что в начале войны погибли его жена и дочки, а от родного дома осталась одна воронка.

Остался сын Анато­лий – последняя надежда отца, да и того убил немецкий снайпер прямо в День Победы.

Вернувшись с войны, взял Андрей к себе осиротевшего мальчика. Так две одинокие души нашли семейную привязан­ность и обрели теплоту. Лишь по ночам вспоминает Андрей теперь погибшую семью.

А у Ванюшки тоже порой всплыва­ют воспоминания о родном отце, и тогда задает он Соколову свои детские, но непростые вопросы.

В финале произведения рассказчик с раздумьями смотрит вслед уходящим отцу и сыну, которых породнила война. Дей­ствие произведения происходит весной. В это время, когда оживает заснувшая на зиму природа, еще сильнее восприни­мается невосполнимость людских потерь в годы Великой Отечественной войны. Недаром у рассказчика, глядящего на двух осиротевших и нашедших друг друга людей (мужчину и мальчика), наворачиваются на глаза слезы.

Он желает им только одного, чтобы хватило сил выдержать все испытания и “все преодолеть на своем пути, если к этому позовет… Роди­на”. В конце рассказа вновь звучит мысль о том, что Андрей Соколов – человек, воплотивший национальный русский ха­рактер.

И Ванюшку он тоже вырастит достойным человеком.

В 1956 году написан этот рассказ. С момента окончания войны прошло к тому времени десять лет. Но у такого всена­родного горя нет срока давности.

И пока живы свидетели этих тяжелых событий, острота восприятия утраты не притупится.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по рассказу М. А. Шололхова “Судьба человека”