ГЕРОИЗМ И НРАВСТВЕННАЯ СИЛА ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
ГЕРОИЗМ И НРАВСТВЕННАЯ СИЛА ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
В конце 1956 года М. Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных лишений отстоял родину, утвердив ее великое право на жизнь, свободу и независимость.
В рассказе раскрыта психология русского солдата — человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история
И вдруг война… Андрей Соколов ушел на фронт защищать родину, как и тысячи других таких же, как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда и вся его жизнь как будто бы пошла под откос, на него обрушились все беды военной поры.
Страдания Соколова — это не эпизод, а судьба всей России. В этом заключается смысл рассказа «Судьба человека».
Героизм простого человека в рассказе — не на поле боя, не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном
И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе силы и, несмотря ни на что, до конца оставался человеком.
Но не только в столкновении с врагом видит М. Шолохов проявление героизма и нравственной силы героя. Не менее серьезными испытаниями становятся для героя его утраты. Страшно горе солдата, лишенного близких и крова, бесконечно его одиночество.
Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье… Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой бомбы.
Он говорит случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? » Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…» Андрей Соколов после всего, что он пережил, казалось бы, мог озлобиться, ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюшке, заменив ему отца. Он усыновил Ваню именно потому, что сам стал понемногу возвращаться к жизни.
Всей логикой своего рассказа М. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя через самые тяжелые испытания, он сохранил главное — свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность. Андрей Соколов естественно следует «золотому правилу» нравственности: не делай больно другому.
Он думает прежде всего о собственных обязательствах.
Когда М. Шолохова однажды спросили, можно ли «Судьбу человека» считать полемикой с рассказом Э. Хемингуэя «Старик и море», он ответил утвердительно. Но полемичность рассказа гораздо шире. Здесь полемика со всеми, кто изображает «маленького человека» лишенным больших жизненных устремлений и радости, обреченность, не понимающего смысла тех событий, в которых принимает участие или от которых бежит. Герой М. Шолохова знает свое место в жизни и строит ее своими руками.
Жизнеутверждающий пафос, народность и великий гуманизм писателя проявились в этом рассказе с огромной силой.