Сочинение по картине И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”
Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) родился на Украине в городке Чугуеве в семье военного поселенца. Сам художник впоследствии утверждал, что его род происходит от московских стрельцов.
Еще в детстве заинтересовался рисованием, начал обучение под руководством местных иконописцев, немало преуспел, так что вскоре юноша стал получать серьезные заказы. В 1863 г. приехал в Петербург, где сначала учился в рисовальной школе, а затем в Академии художеств. В 1865 г. получил звание свободного художника.
Однако подлинный успех пришел к нему позже, и принесла
Сейчас, возможно, далеко не все знают, кто такие бурлаки. Так назывались рабочие, которые тянули против течения речные суда при помощи каната. Труд бурлаков использовался с XVI в. и до конца XIX в. Эта тяжелая профессия полностью исчезла лишь после появления пароходов. Естественно, что такую работу выполняли группы людей – артели, численность которых могла достигать 150 человек.
Труд был сезонным – весной и осенью. Оплата была крайне низкой, иногда
В 1869 г. Репин, который вместе с другим художником, К. А. Савицким, выехал на этюды на Неву, увидел, как работают бурлаки. Репин был потрясен, о чем он позже вспоминал в автобиографии “Далекое близкое”: “Какой, однако, это ужас (…) Люди вместо скота впряжены!”
Тогда же возник замысел картины. Появился и первый акварельный эскиз картины, на котором кроме бурлаков художник изобразил жизнерадостных дачников, контраст с которыми, как и с окружающей природой, произвел на художника сильное впечатление. Однако под влиянием художника Ф. А. Васильева, раскритиковавшего такую композицию как “искусственную” и “рассудочную”, Репин пересмотрел свой замысел. Художник долго искал наиболее удачную композицию: сохранились карандашный эскиз и промежуточная версия, выполненная маслом.
За нее художник получил приз, однако не остановился в своих поисках. Окончательный вариант картины был завершен в марте 1873 г.
В итоге, по словам художественного критика В. В. Стасова, современника Репина, картина имела целью не “разжалобить и вызвать гражданские вздохи”, а показать “виденные типы и характеры”.
Артель движется из глубины картины на зрителя. Композиция построена так, что фигуры бурлаков не заслоняют друг друга. Художник запечатлел самобытную, выразительную индивидуальность каждого, сопоставляет особенности характеров.
Впереди трое “коренников”. В центре бывший священник Канин, лицо которого казалось Репину похожим на лицо античного философа. Справа от Канина – бородатый бурлак, который словно олицетворяет дикую первобытную силу.
Озлобленно смотрит “Илька-матрос”, бредущий справа. Не менее выразитель и другие бурлаки. Высокий старик с трубкой ■флегматично взирает на мир из-под полей потрепанной шляпы.
Непривычный к бурлацкой доле юноша словно пытается освободиться от лямки. Бурлак рядом с юношей почесывает голову, этим жестом точно говоря: “Эх ты, долюшка наша горемычная!..”
На лице пожилого бурлака, идущего следом за юношей, написано бесконечно терпение, глубокое смирение с такой долей. Он опустил голову почти к самому плечу юноши – кажется, что дремлет. За головой этого бурлака виднеется еще один труженик – единственный на картине, чьей фигуры и лица практически не видно за другими. Следующий – вероятно, сельский щеголь.
Его товарищи одеты в рванье, на ногах у них лапти, а он на нем – белая рубаха навыпуск, жилетка, картуз. Но главное – он обут в сапоги, что среди бедняков считалось, да и было особым шиком. Возможно, он здорово потратился на развеселых гулянках, что и вынудило его пойти в бурлаки.
В числе последних идет бурлак с выразительной южной внешностью – черноволосый “Грек”. Он оглядывается на замыкающего шествие, который, кажется, вот-вот упадет. Последний бурлак в сапогах – наверное, когда-то он знавал лучшие времена, но какие-то затруднительные обстоятельства вынудили его пойти на столь тяжелую работу, которая ему не очень-то по силам.
Всего на картине 11 бурлаков – весьма небольшая артель.
Как уже отмечалось, Репина потряс контраст между бурлаками и тем, что их окружает. Хотя первоначальный замысел претерпел значительные изменения, собственно контраст был сохранен. Бурлаки изображены на фоне безмятежного голубого неба – небо занимает почти половину картины – полоски речной глади и светло-желтого песчаного берега, по которому бредет усталая артель.
Окружающая природа написана в светлых тонах, как и судно, которое тянут бурлаки, и небольшой парусник вдали. Суда не контрастируют с пейзажем, они также выполнены в светлых тонах. А вот темные рубища, их почерневшие от солнца и тяжелого труда лица резко выделяются на лениво-благостном фоне.
Впервые картина была выставлена в Петербурге на выставке произведений живописи и скульптуры, которые предназначались для отправки на Всемирную выставку, организованную в Вене. “Бурлаки на Волге” вызвали значительный отклик, мнения диаметрально разделились. Ряд критиков счел картину “профанацией искусства”, тогда как другие высоко оценили творение Репина. Среди последних были художник И. Н. Крамской, писатели Ф. М. Достоевский и В. Г. Короленко, а также великий князь Владимир Александрович Романов, который приобрел картину.
Великий князь Владимир Александрович – младший брат императора Александра III. Покровительствовал многим художникам, коллекционировал произведения живописи. По воспоминаниям современников, колоритная личность, пользовался большим авторитетом в царской семье.
“Надо правду сказать, что великому князю картина эта искренне нравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригу попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишку – умнее всех своих старших товарищей; всех их знал великий князь, и я слышал собственными ушами, с каким интересом он объяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже и фоне картины” – вспоминал И. Е Репин на страницах автобиографии “Далекое близкое”.
Глоссарий:
– сочинение по картине бурлаки на волге
– сочинение бурлаки на волге
– сочинение по картине репина бурлаки на волге
– сочинение по картине и е репина бурлаки на волге
– бурлаки на волге сочинение