Сочинение на тему: образ времени в романе «Белая гвардия»
Стремление осмыслить судьбу незыблемых нравственных истин в переломную историческую эпоху отличает и роман М. Булгакова «Белая гвардия» (впервые в России произведение опубликовано не полностью в 1925 г.). Обращает на себя внимание летописно-библейский зачин романа: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918-й, от начала же революции второй». С одной стороны, писатель дает точную датировку событий, а с другой — включает их в обобщенно-символический план, указав на библейский миф творения («по Рождестве Христовом»,
После приведенного зачина, использующего образы Священной Истории, следует изображение плана космического: «…Высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Так входят в произведение два образа, на противопоставлении и сложном переплетении которых строится все здание романа: образ войны, жестокости, крови и образ светлого доброго Дома.
Приведенное начало показывает особенности философской символики произведения. В основе романа М. Булгакова находится триединство: это мир реальный, земной, который воссоздан писателем
Основные мотивы произведения, как в увертюре к симфонии, сведены воедино в первом же эпизоде: движущееся, изломанное время («через год», «в ту неделю»), Марс («…когда старший сын, Алексей Васильевич Турбин, после тяжких походов, службы и бед…»), Венера («после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом», «вернулся … в родное гнездо»). Но единство это мнимое, здесь начало разрыва, страданий, смерти: семья в последний раз собралась вместе — для похорон матери. Смерть матери осмыслена как тема Богородицы, оставляющей детей своих на земле для жизни, «а им придется мучиться и умирать».
Художественная логика автора становится еще понятнее, если вспомнить о том, что мать Булгакова умерла в феврале 1922 г., и эта потеря, наряду с полученными известиями о пропавших в гражданскую войну братьях, стала сильнейшим биографическим толчком к созданию книги о «великих боях», «осиротевшей земле» и «потерянном Доме». Но в романе автобиографические в основе своей события имеют другую датировку: смерть «мамы, светлой королевы», совпадает с «кровавыми годами» революции, а рассказ об этом событии перенесен на канун Рождества — символа счастливого детства («О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем!») и одного из самых светлых христианских праздников. Вечное, несмотря ни на что, торжествует…
Обобщенно-символический план повествования подчеркнут эпиграфами к роману. Один из них взят из Апокалипсиса: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…» Мотив трагических испытаний и мотив нравственного суда заострены в приведенной Булгаковым цитате. Второй эпиграф — строки из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, в которых образы ветра, снега, метели символизируют историческую смуту, осмысленную как катастрофа вселенская.
Это обращение к Пушкину позволяет включить события революционных лет в историческую перспективу не только по вертикали (от человека, земли к космосу), но и по горизонтали (от событий XX в. к прошлому, к истории «русского бунта»).
На отмеченных принципах построен и многослойный, многозначный образ времени в романе «Белая гвардия». Это прежде всего конкретное историческое время (1918-1919 гг.) и личное, частное время семьи Турбиных, находящееся в диалектическом единстве. Здесь важны минуты, часы, дни, точная датировка событий, позволяющая передать движение, дух изменений, вихрь истории, захвативший частные судьбы людей.
Второй исторический пласт — тысячелетняя история России, запечатленная в многочисленных деталях, явных и скрытых цитатах,- история от летописей, Мазепы, Петра, пугачевского бунта до дней революции (а во сне Турбина — до предсказания штурма Перекопа). Это определяет ощущение перспективы, движения во времени, одновременно придает всей неимоверно сложной картине черты устойчивости, возвращает к корням, к основам российской государственности и культуры. И, наконец, изображение времени космического, мифологического позволяет увидеть перспективы будущего, скрытого от героев романа за суровыми испытаниями и страданиями, выпавшими на их долю, дает надежду на очищение и возрождение человека.
Так, при чтении Евангелия ум Русакова «становился как сверкающий меч, углубляющийся в тьму… Он видел синюю, бездонную мглу веков, коридор тысячелетий».