Начало романа М. А. Булгакова “Белая гвардия” (Анализ 1-й главы первой части)
В основу романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”, написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени гражданской войны на Украине. Здесь многое автобиографично: город – любимый Киев, адрес – дом №13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили в доме 13 по Андреевскому спуску, где сейчас музей М. А, Булгакова). Автобиографична и атмосфера семьи Турбиных большой и дружной, но переживающей тяжелые времена.
Умерла мать Турбиных – потрясение, пережитое самим Булгаковым, – причем тогда, когда старший
Жизнь Турбиным перебило
Дом Турбиных – последний оплот в страшном жестоком мире, островок тепла, уюта и доброты. Здесь каждая вещь связана с дорогими сердцу воспоминаниями детства, юности. Изразцовая печка в столовой, как символ тепла домашнего очага, “грела и растила” детей, часы, купленные покойным отцом-профессором, били “башенным боем”, книги в лучших на свете шкафах пахнут “таинственным старинным шоколадом”.
И ощущение такое, что привычный добрый мир вот-вот рухнет. “Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую дочку сожгут в печи”. Алексей Турбин в своем горе пытается найти утешение у священника, отца Александра: “Как жить?” И тот отвечает ему обычно, что на все воля Божья, но уныние – большой грех, и нельзя его допускать. Так же горюет Николка, глядя в церкви на иконостас и переживая, за что такая обида и несправедливость. “Николка еще не знал, что все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему”, – поясняет автор. Его позиция невольно объединяется со словами отца Александра: унывать не следует, хотя впереди еще большие испытания.
И священник цитирует пророчество из Апокалипсиса – так завершение главы композиционно смыкается с эпиграфом к роману, также взятым из Апокалипсиса. Эпиграф из “Капитанской дочки” напоминает читателю о страшном пугачевском бунте, по определению А. С. Пушкина, “бессмысленном и беспощадном”. Эпиграф из Библии напоминает о вечных нравственных ценностях и о суде Ист тории, определяя таким образом позицию автора: оставаться “над схваткой” в этой братоубийственной войне, не поддерживая насилие и террор ни в каком виде.
Таким образом, начало романа вводит читателя в курс произошедших событий, ярко передает напряженную атмосферу, в которой ощущают себя герои романа, раскрывает гуманистическую позицию писателя и ее связь с “вечными” философскими вопросами человечества.