Система образов в романе “БЕЛАЯ ГВАРДИЯ”

Система образов. В романе два центральных художественных образа – образ Дома и образ Города. События разворачиваются в мрачном и пугающем Городе, в ко­тором с каждым днем становится все тревожнее.

Город, оккупиро­ванный немецкими войсками, подвергается бандитским нападени­ям отрядов Петлюры. Руководство штаба армии бездействует, часть офицеров панически покидает город. Полковник Малышев форми­рует добровольческий дивизион.

Однако попытки спасти Город от нападения петлюровских банд не увенчались успехом. Дом, в свою очередь, производит впечатление тепла и уюта. Он ограждает своих обитателей от злобы окружающего мира.

Любовно автором выписаны мельчайшие детали интерьера квартиры Тур­бинных, которая является в романе символом прочности, теплоты человеческих отношений, культурных традиций. Теплую атмосфе­ру дома создают люди, его населяющие. После смерти матери в доме остались молодой врач Алексей Турбин, его брат унтер-офицер Николка, сестра Елена и ее муж ка­питан Тальберг.

В семье Турбиных царит необыкновенно благоже­лательная атмосфера. Это ощутил и всей душой потянулся к обита­телям дома племянник Тальберга Лариосик. К дому Турбиных близки гвардии поручики Шервинский и Мышлаевский, подпору­чик Степанов (“Карась”;).

Дружной семье Турбиных чужд лишь муж Елены капитан Тальберг, изображенный в романе подлецом и карьеристом. Дом Турбиных для Булгакова вся Россия. Как в стране револю­ция внесла разлад во многие семьи, так и дому Турбиных грозит разрушение, однако семейные узы оказываются прочнее и надеж­нее классового непонимания.



Система образов в романе “БЕЛАЯ ГВАРДИЯ”