Задачи и Сны М. Булгакова в романе “Белая гвардия”
“…Стать бесстрастно над белыми и красными”,- так определял Булгаков свою писательскую задачу. Для Булгакова и большевики, и петлюровцы на деле равнозначны и выполняют одну и ту же функцию, поскольку “нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной какой-нибудь дороге, ибо так уж колдовски устроено на белом свете, что, сколько бы он ни бежал, он всегда фатально оказывается на одном и том же перекрестке.
Это очень просто. Была бы кутерьма, а люди найдутся”.
По Булгакову, “все власти, сменяющие друг друга в гражданской
Дело в том, что большинство писателей, и этом мы уже убеждены, изображали противоборство сторон как проблему выбора. Более того, герой был, как бы обязан этот выбор совершить, и оценивался по тому, какой выбор он сделал. Булгаков же изображает происходящее как всеобщую трагедию именно потому,
Нет выбора у братьев Турбинных и их друзей: участвовать или не участвовать в обороне Города от войск Петлюры, нет выбора у Най-Турса… Это поняли или почувствовали первые непрофессиональные читатели романа. Свидетельство тому – читательское письмо, сохранившееся в архиве писателя: “Возвращая мне “Белую гвардию”, один сослуживец заметил: “Хорошая вещь, но не очень ясно, по какую сторону баррикад стоит автор”.
Не думаю, чтоб это было верно. Ваши произведения выше тех небольших преград, которые называются баррикадами и которые сверху кажутся такими маленькими. Не могу без движения сердечно, без трепета, не укладывающегося в мои грубые и слабые слова, вспомнить сон Алеши Турбина и эти слова: “Для меня вы все одинаковые, все – в поле брани убиенные”.
Эти слова рождают чувство глубокой и светлой благодарности к тому, кто их написал”.
“Сны играют для меня исключительную роль”,- писал М. Булгаков. В романе сны построены искусственно. Прямых реальных черт они не отображают.
Особая атмосфера, созданная на страницах произведения, позволяет писателю сюжетно войти в художественный мир романа, “вести повествование.. в кругозоре непосредственного участника событий”, что было несомненным новаторством.
Особенно много снов в финале романа. Елене писатель посылает пророческий сон о судьбе ее родных. В композиции романа этот сон играет роль своеобразного эпилога и переходит в прямое обращение автора к человечеству. “Финал “Белой гвардии”, – пишет исследователь, – заставляет вспомнить “звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас” И. Канта и навеянные им рассуждения князя Андрея Болконского в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого.
Звезды сияют в начале романа, “звезда пастушеская Венера”, покровительница любви, и “красный, дрожащий Марс”, который издавна считали символом войны. Звездное небо то зримо, то скрыто, но всегда – над страданиями и радостями наших героев, надо всем и надо всеми: “Все пройдет… а вот звезды останутся…”.