Ранний романтизм Горького
В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением
трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Боль-
шой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писа-
теле и его книгах.
Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных пере-
мен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно
ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких
рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в револю-
ционных
ные, гордые, красивые. Эти герои — мечта Горького. Такой герой должен
был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против дейс-
твительности, против всякого гнета ее».
Центральным образом романтических произведений Горького ранне-
го периода является образ героического человека, готового к самоотвер-
женному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии
этого образа имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году.
В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке,
все силы отдает служению народу. Данко — «молодой красавец», смелый и
решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко прино-
сит в жертву самого себя. Он любит людей. И вот его молодое и горячее
сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. «Что
сделаю я для людей!?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками
разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его
над головой». Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца,
Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. «Кинул взор вперед
себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на
свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Умирает Дан-
ко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ ге-
роя-освободителя. «В жизни всегда есть место подвигам», — говорит ста-
руха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький
вложил в свою знаменитую «Песнь о Соколе», написанную в 1895 году. Со-
кол — олицетворение борца за народное счастье: «О, если б в небо хоть
раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлеб-
нулся б моей он кровью! О счастье битвы!..» Соколу присущи презрение к
смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспева-
ет «безумство храбрых». «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О,
смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и кап-
ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
В 1901 году Горький написал «Песню о Буревестнике», в которой
с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции.
Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро
грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над реву-
щим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет бу-
ря!»
Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому
пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей:
«Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно
морем». Журнал «Жизнь», в котором была напечатана эта песня, был зак-
рыт.
Современник Горького А. Богданович писал: «От большинства очер-
ков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется
бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отлича-
ются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и от-
верженности».